1. Экстраверсия/Интроверсия

“Экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту” (К.Г. Юнг)

Интроверсией Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда “мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение”.

ТЕСТ МАЙЕРС-БРИГГС
 

Экстравертированный тип.

Интровертированный тип.

1.

Любит РАЗНООБРАЗИЕ и ДЕЙСТВИЕ. Любит СОСРЕДОТОЧЕНИЕ и ТИШИНУ.

2.

Предпочитает БЫСТРОТУ, НЕ ЛЮБИТ СЛОЖНЫХ процедур. Стремится быть ВНИМАТЕЛЬНЫМ В МЕЛОЧАХ, НЕ ЛЮБИТ ОГУЛЬНЫХ утверждений.

3.

Любезен и оживлен при встречах. С трудом запоминает имена или лица.

4.

Часто беспокоится из-за медленности долговременных забот. Не беспокоится, если непрерывно работает над проектом в течение долгого времени.

5.

Заинтересован результатами работы, тем, чтобы ее выполнить, тем, как это делают другие. Интересуется смыслом выполняемой работы.

6.

Не обращает внимания на перерывы в работе, вызванные телефонными звонками. Не любит неожиданных визитов и телефонных звонков.

7.

Действует обычно быстро, а иногда и не думая. Любит как следует подумать перед тем, как действовать, а иногда вместо того, чтобы действовать.

8.

Любит, чтобы вокруг были люди, коммуникабелен. Хорошо работает в одиночку, в общении имеет затруднения.

Экстраверсия - интроверсия

Если вы хотите понравиться, искренне интересуйтесь людьми Д. Карнеги

Встречи - прощенья, каков там? Даже не вспомнить лица

А. Макаревич

Напомним, что К. Г. Юнг ввел две установки человеческой психики: экстраверсия (мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, объекту, внимание преимущественно направлено во вне, на объекты внешнего мира) и интроверсия (человек, прежде всего, черпает мотивации изнутри, внимание преимущественно направлено внутрь, на субъект). Другими словами, установки психики показывают, как мы взаимодействуем с окружающим нас миром и куда направляем энергию.

Вот как разбирает юнговские установки Аушра Аугустинавичюте [8]: “Юнг разделял людей на экстравертированных и интровертированных. При психологически благоприятном климате индивиды по своей внешней активности почти не отличаются. С увеличением психологического дискомфорта одни “интровертируются”, что называется “уходят в себя”. Это - уход от непризнающих. Другие в тех же условиях “экстравертируются”, становятся заметно и неуравновешенно активными в поиске признающих. Эта замеченная Юнгом тенденция стала причиной появления терминов экстраверсия и интроверсия”.

“В психологической литературе взамен громоздких экстравертированный - интровертированный прижились термины экстраверт - интроверт. К сожалению, например, индивиды с экстравертированной установкой у Юнга и экстраверты у других авторов часто являются различными понятиями” [З]. Аушра отмечает, что по тесту Айзенка в категорию интровертов попадает большинство интуитивно-логических экстравертов лишь потому, что они сравнительно трудно устанавливают контакты с людьми. В то время как общительный сенсорно-этический интроверт чаще всего попадает в группу экстравертов. Карл Леонгард в книге “Акцентуированные личности” [18] определяет Дон Кихота как интроверта-мечтателя, а Санчо Панса как практического экстраверта. По соционической типологии “первый полностью обращен к внешнему миру, экстравертированный интуитивный тип, второй - очень практичный сенсорный интровертированный” [8].

А. Аугустинавичюте предложила называть такие типы ИМ экстратимами и интротимами. В последнее время в соционике наряду с этими терминами бытуют привычные термины экстраверт - интроверт, но с оговоркой, что они употребляются в соционическом и юнговском смысле, а не в распространенном айзенковском.

Экстравертная установка сознания предполагает видение объекта с “внешней” стороны. Учитываются свойства объектов, а мотивы, отношения отходят на задний план. Внимание уделяется возможности или целесообразности совместных действий, силе, энергичности объекта. Объект - объектные взаимодействия - это действия. Экстраверту важнее получить обратную связь с объектом, чем ставить себя на его место. Поэтому для экстраверта характерен внешний диалог непосредственно с человеком, устная речь. Важно знать его мнение для последующих умозаключений для оценки возможности совместных действий. Разные точки зрения имеют право на существование независимо друг от друга: чужая точка зрения воспринимается как самостоятельный объект, ее не обязательно принимать или отвергать, субъект не обязан с ней взаимодействовать.

Мир воспринимается как сумма объектов. Расширение интереса легче, чем углубление, замечать новые объекты более естественно, чем вглядываться в отношения между ними. Экстраверт не только замечает объекты, но и считаются с их правом быть такими, как они есть. Для экстравертов первичен объект, вторичны отношения, поэтому экстраверт скорее будет изменять отношения, чем изменять объект. Экстраверты не склонны воспитывать, переделывать. Можно не воздействовать на человека, но поменять отношение к нему или отношения к ним. Если экстраверта не устраивает объект, то он не поддерживает отношения с ним. Объект принимают таким, каков он есть, он “может только то, что может”, воздействовать на него нет смысла. Легче определить уровень взаимодействия с ним.

“Для экстраверта объекты и субъекты пользуются определенным правом неприкосновенности: другой объект имеет право быть таким, каким он хочет. Если он мне мешает, я меняю с ним отношения, но не сам объект. Это потому, что для экстраверта объекты и субъекты - точка опоры сознания. Самовольно изменять эти объекты - это терять точку опоры. При этом рушится мир, что грозит развалом сознанию. Это то же самое, что пилить сук, на котором сидишь. Из-за этого экстраверты болезненно реагируют на разные “перевоспитывания”, изменения субъекта против его воли. Экстраверт и так уверен, что все стремятся к самоусовершенствованию” [З].

Интровертная установка сознания предполагает субъектный подход к миру. Каждый объект в восприятии интроверта выступает как субъект. Поставить себя на его место - это и есть превращение объекта в субъект. Субъект - субъектные взаимодействия - это отношения. Поэтому для интровертов характерен внутренний диалог, а вместе с ним и письменная речь, ведение дневников. Внесение точки внимания внутрь интересующего объекта. Восприятие мира со своей, в крайнем случае, с его точки зрения. Это способ познания мира для интроверта. В одной картине мира не совмещаются разные точки восприятия. Эти картины как бы мигают. Углубление интереса для интроверта легче, чем расширение, так как вглядываться с одной позиции легче, чем с разных одновременно. Мир воспринимается не как совокупность объектов, а как совокупность отношений, похожих на сеть, где объекты - только узелки.

Для интровертов первичны отношения, а объект вторичен. Интроверты скорее станут изменять объект, воздействовать на него, воспитывать. Интровертные дела - переделывать одежду, копать землю, преобразовывать природу. Отношения объективны, они могут только уточняться, но не меняться кардинально. Если отношения не устраивают интроверта, то он вытесняет объект из поля зрения. “Объектом ориентации во внешнем мире для интроверта являются отношения и чувства других людей” [3]. Поэтому он уверен, что все стремятся к улучшению взаимоотношений.

“Очень важно понять, что сосредоточенность интроверта - это погруженность не в себя, а в отношения внешнего мира. То есть, наблюдение за отношениями между субъектами и объектами, которых он - в противоположность экстраверту - не хочет и не может нарушать” [З].

Аушра Аугустинавичюте писала о том, что “у экстраверта отношения между людьми по отношению к самим людям - вторичное: отношения должны быть такими, какие нужны людям. У интроверта, наоборот, не отношения следует приспосабливать к людям, а людей к отношениям: если появились противоречия, должны меняться люди, их поведение, а не отношения” [З]. Другими словами, экстраверту легче приспособиться к объекту, а интроверту - к отношениям. “Ошибочная идея интроверта, что нет незаменимых людей, что человека как винтик, можно менять, как только он нарушает гармонию отношений”. Перегиб экстравертов в том, что “любые отношения, которые не подходят личности, индивидуальности, можно заменить”. На самом деле “человеку как личности необходима и уверенность в том, что он пользуется уважением и правом быть собой, и уверенность в постоянстве благожелательных отношений с окружающей средой, постоянство в жизни” [З].

Экстраверты творят новые отношения, интроверты творят новые объекты. Поэтому, как пишет Аушра Аугустинавичюте “качественно новая конструкция появляется лишь в голове интроверта. Но быть творцами качественно новых социальных отношений могут быть только экстраверты, какими и были все классики марксизма” [З]. Ее мысль развивает директор Новосибирского института соционики Н. Р. Якушина, “интроверты - изобретатели принципиально новых вещей, экстраверты - синтезируют новое из уже знакомых элементов, их творчество - работа на стыке наук”. “Юнг (интроверт) изобрел новую типологию, Аушра Аугустинавичюте (экстраверт) ввела в нее кодирование и обозначила связи между типами. Это привело к созданию теории интертипных отношений” [37]. Справедливости ради отметим, что экстраверт может сотворить “новый порядок” (Гитлер), а интроверт - “изобрести велосипед”, не интересуясь, что было изобретено до него. Экстраверты в своих работах чаще ссылаются на авторов идей, интроверты - не принимают новое мнение, пока не ассимилируют его, потом оно уже прочно сливается с их собственным, поэтому могут забыть, кто его автор.

О разнице в поведении экстравертов и интровертов на работе можно прочитать у А. Аугустинавичюте [38], где, в частности, отмечено: “Многие экстраверты гордятся тем, что много работают. Интроверты с удовольствием рассказывают, как им удалось отвертеться от дополнительных нагрузок. Между прочим, для большинства интровертов слово “лентяй” - комплимент, а для экстравертов - оскорбление. ... Интроверты лучше понимают Долг, а экстраверты - ответственность”.

Экстраверты чаще выступают перед большим количеством народа, легче знакомятся с новыми людьми; интроверту удобнее беседовать с глазу на глаз или в тесном кругу знакомых людей. В общении экстраверт более открыт, чаще рассказывает о себе, так как недооценивает того отношения, которое при этом вызывает. “Широта души” - это чаще про экстравертов. Интроверт не стремится открыть свою душу каждому, он сначала убедится, что уже сложились достаточно благоприятные отношения для этого. “Гласность - вещь экстравертная, а в такой интровертной стране, как Россия, информация часто доступна лишь узкому кругу людей”,- пишет Н. Р. Якушина [37]. Она же приводит интересный тест: если попросить человека нарисовать себя во вселенной, то интроверт начинает рисовать с себя, а экстраверт - с других.

В. В. Гуленко [39] описывает характерные черты экстравертов и интровертов. Он отмечает, что для экстравертов свойственны: активный затратный стиль, открытость. Экстраверт понимает себя через мнение окружающих, испытывает трудности самосовершенствования, т. к. не очень большое внимание уделяет собственному внутреннему миру. Он не боится противопоставить себя остальным, более заметен в социуме. Интроверт больше копит, бережет свои ресурсы. Он несколько отделен от мира, может обходиться без обратной связи, но более защищен, т.к. не торопится открыться. У интровертов чаще может быть замыкание на себе, но и самосовершенствование легче. Для них характерна детализация материала, их открытия очень сложны для неспециалистов.

Важное отличие в характерах экстравертов и интровертов отметил А.В. Букалов. Он утверждает, что для экстраверта характерна “тенденция к сжатию, исчезновению под воздействием объекта”, для интроверта - “тенденция к расширению, к ассимиляции, подчинению объекта” [40].

Внешние различия экстравертов и интровертов

Экстраверты отличаются широкой жестикуляцией. Даже при хорошем воспитании экстраверт с трудом сдерживает жесты. Жесты экстравертов широкие, от плеча. Интроверты обычно не жестикулируют, а если есть жестикуляция, то от локтя. То же с мимикой: лица экстравертов более подвижные, эмоции ярко выражены. Интроверты держатся более сдержанно, из-за этого они производят впечатление более скромных, но это не внутренняя скромность, а просто способ выражения активности.

Взаимная дополняемость экстравертных и интровертных типов

Экстраверсия и интроверсия - дополняющие параметры. Партнеры с разными установками могут помочь друг другу, расширить представления о мире и о себе, решить сложные для другого проблемы. “Экстраверт дает интроверту чувство уверенности в себе как в объекте с определенными качествами. Интроверт экстраверту - реальное знание того, какие чувства к нему питают окружающие, а если нужно, то и как эти чувства изменить” [З]. Вот чем могут помочь друг другу люди дополняющих типов (на основе данных Р. К. Седых [7]).

Экстраверт учится у интроверта: замечать и ценить свой внутренний мир, наводить в нем порядок и гармонию, что дает новые успехи во внешнем мире, в развитии объективных качеств.

Интроверт учится у экстраверта: замечать и ценить свои и чужие объективные качества, узнает им истинную цену, что дает возможность принять себя и других, такими как есть.

Виды деятельности для экстравертов и интровертов

Экстраверты и Интроверты достигают максимального успеха в деятельности, соответствующей их собственным установкам. Работа, требующая “чужой” установки, приводит к усталости и не приносит удовлетворения. Приводим ориентировочные данные о предпочтительных видах деятельности на основе рекомендаций В. В. Гуленко [25].
Экстраверты лучше справятся с задачами: Интроверты лучше справятся с задачами:
крупномасштабными, предполагающими широкое поле деятельности; локальными, ограниченными по масштабу или разбитыми на этапы;
требующими повышенной активности и интенсивных энергозатрат; допускающими постепенность и неспешность в своем решении;
первоочередными, требующими оперативного решения. требующими глубокой проработки.

Характерные понятия для установок экстраверсия интроверсия
Экстраверсия Интроверсия
внешнее внутреннее
открытость замкнутость
энергоотдача энергосбережение
расширение ограничение
широта глубина
инициатива сосредоточенность
размышления вслух размышления про себя
приспособить приспособиться
обсуждение умолчание
организовать выполнить

Различия экстравертов и интровертов
Параметры Экстраверты Интроверты
Мотивирующая сила Принадлежит объектам внешнего мира Идет изнутри
Преимущественная ориентация На мир вне себя На свой внутренний мир
Ценности Объективная реальность, объекты Субъективные отношения с объектом
Приоритеты Дело Отношения
Поведение Определяется внешней ситуацией, объективными законами Определяется собственными установками, субъективными ощущениями
Речь Легче устная Легче письменная
Контактность Стремятся к поиску объекта, взаимодействию с ним. Обращают внимание и на себя, и на других Ожидают включения в контакт, поддерживают отношения. Ждут, чтобы на них обратили внимание
Динамика Легче срываются с места, переезжают, разводятся Хранят семью, компанию, место работы
Взгляд на работу Как на ответственность за дело Как на обязанность выполнить положенное
В работе предпочитают Организовать других, взять ответственность на себя, поручить, расставить по местам Выполнить порученное своими силами. Уединение, камерный стиль
С удовольствием Начинают дело Завершают дело
Мотивация к деятельности Уникальность, престиж Интерес к работе, благосостояние
Рекламируют Конкретных людей или себя Команду, фирму, частью которой являются
Источник энергии Подзаряжаются энергией в общении Предпочитают одиночество для восстановления энергии

 

2. А. В. Букалов, Г. Бойко
"ПОЧЕМУ ОШИБСЯ САДДАМ ХУСЕЙН, или ЧТО ТАКОЕ СОЦИОНИКА"

Наверное, каждый из нас замечал, что есть люди общительные, энергичные, которые могут одновременно заниматься несколькими делами. Они имеют огромное число друзей и приятелей, всегда находятся в центре событий. И есть люди, своими чертами будто противоположные первым: они сдержанны, молчаливы, более замкнуты, и внутренний мир их обычно - загадка для окружающих. Первые - это экстраверты, вторые - интроверты. Слово "экстраверт" обозначает особенность психики человека, обращенной к внешнему миру и подчиненной его требованиям. "Интроверт" - это человек, сознание которого обращено к своему внутреннему миру, для которого свои чувства, переживания важнее любых внешних событий. Поэтому экстраверты в своих мыслях и поступках опираются на объективные данные, приходящие из окружающего мира от реальных объектов, их составляющих, и обычно склонны подчиняться требованиям общества, интересам дела, чужому мнению, которые для них важнее, чем свои желания. А вот у интровертов наоборот: для них важнее свои мысли, чувства, желания и представления о мире, чем требования окружающей среды, сиюминутной ситуации, которыми они могут и пренебречь для достижения своих целей. В силу этого экстраверты ориентируются на объекты - людей, вещи, деньги и т.д., а вот отношения и зависимости между этими объектами для экстраверта есть дело вторичное, и их можно изменять как угодно. Для интроверта же главное не объекты, а отношения между ними, которые, по его мнению, придают устойчивость как внешнему миру, так и субъективному миру человека - его чувствам и переживаниям. А объекты внешнего мира можно менять, считает интроверт, - если они не обеспечивают нужных отношений. Поскольку экстраверт ориентируется на объективно данное, то он стремится избежать своего субъективного, личностного отношения к рассматриваемому явлению, в отличие от интроверта, который в сильнейшей степени ориентируется на свои внутренние отношения и потребности, связанные с объектом. . Собственно, причина неприятия новых идей в нашей науке и технике, отклонение предложений по самым перспективным направлениям зачастую связаны с тем, что наша (советская) наука продолжает оставаться глубоко интровертированной. Но вообще, склонность к занятию наукой наблюдается больше у интровертов, чем у экстравертов. Поэтому восприятие новых идей, особенно в плане реализации, требующих материальных затрат, происходит довольно туго. В этом смысле консерватизм нашей системы, в том числе и научной, весьма велик. Отсюда воспринимаются как нечто значимое лишь те идеи, которые приходят из-за рубежа. Как объясняют сами интроверты, их мнение о мире необъективно, и брать на себя ответственность за оценку объекта, его качеств при отсутствии объективных рыночных отношений они не могут. В силу этих причин они стремятся, чтобы объекты были оценены другими, например, за рубежом. Рассматривая политику государства, нетрудно определить - экстравертно оно развивается или интровертно. Экстравертная политика, экономика стремятся распространиться, завязать отношения с другими государственными образованиями, принять от них что-то полезное, но, как правило, не менять их как объекты. Что касается интровертной структуры, то преобладает неприятие нового как угрозы и попытки ассимилировать, подчинить своему влиянию. Кстати, утверждение, что ребенок, его психика - "белый лист бумаги", - чисто интровертное, поскольку качества ребенка, по мнению интроверта, могут быть такими, какие требуются. Мы уже говорили, что у интроверта новые объекты вызывают страх. К. Юнг говорил, что для сознания интроверта свойственно стремление ассимилировать объекты, подчинять их своему влиянию, равно как для экстраверта - стремление подчинить своему влиянию отношения. Попытка такой ассимиляции часто приводит интронима на вершину пирамиды власти, дающей возможность избавиться от влияния объектов. Но, по словам Юнга, величайшей ошибкой является стремление интроверта навязать свое узкое, ограниченное понимание мира всем окружающим. Чертами интроверсии обладает "Утопия" Томаса Мора или "Государство" Платона, где каждый выполняет предписанную ему роль. Если экстраверт чувствует, что он нужен, что без него - никак не обойтись, то он будет действовать и в плох их условиях, - ведь ответственность для него - сильнейший моральный фактор. А вот понятие долга для экстравертов неприятно, слова "ты должен, ты обязан" действуют на него раздражающе. Попав в ситуацию, где требуется только выполнение обязанностей без проявления инициативы, экстраверт быстро сникает, стремится поскорее "отбыть" рутинную работу, чтобы найти выход своей созидательной энергии где-нибудь на стороне. Интроверты, наоборот, "не любят ответственности, но любят обязанности. С удовольствием выполняют то, что считается их долгом и обязанностью, что позволяет быть активным, и всячески стараются уйти от того, что называется ответственностью. Само слово ответственность им напоминает приговор, наказание". Для интроверта неуместная активность - дурной тон, он стремится не высовываться, в отличие от экстратима, который своей активностью просто гордится. Интротим, сделавший лишнее, сокрушается, как чеховский герой, целый месяц учивший геометрию, а на экзамене она не <cut>

3. Анатолий Шиян "Сферы применения Социальных Технологий. Личность"

Мы условились, что экстравертами будем называть те типы, у которых программная функция характеризует состояние (а творческая, соответственно, - процесс). Интроверты - наоборот, программируются процессом, а творят состояние.

Следует сказать, что такие названия сложились исторически и приняты в современной литературе. Их происхождение, а также соответствие между нашей и используемой в психологии (особенно - в аналитической психологии) терминологией просто и понятно: "вертность" - это направленность человека либо 1) "на внешние объекты" (экстраверт), либо 2) "внутрь себя", "отстраненность" и "наблюдательность", "видение со стороны" (интроверт).

Действительно, экстраверты в своей деятельности ориентируются на состояния каких-либо объектов - либо конкретных (если они рациональные), либо всего рассматриваемого иерархического уровня в целом (если они - иррациональные). Поэтому для них константой, неизменностью, сутью во внешнем мире являются субъекты и объекты, - состояние фиксирует их свойства. Для интроверта же - наоборот: константой во внешнем мире являются процессы - то есть отношения, изменчивость между объектами и субъектами внешнего мира, а также вызываемые ними чувства.

Вследствие этого и формируется типное (то есть характерное для того или иного типа личности) различие в отношениях между людьми:

  • у экстраверта отношения и между людьми (процесс!), и к самим людям - вторичное: он считает, что отношения должны быть такими, какие они нужны людям;
  • интроверт же - наоборот: считает, что не отношения (процесс!) следует приспосабливать к людям, а людей - к отношениям: при наличии несоответствия должны изменяться сами люди или их поведение, но отнюдь не отношения.

Таким образом, проявление данной дихотомии широко наблюдается на социальном уровне: экстраверт уверен, что его будут оценивать по проявлениям его личностных качеств, по его активности, - и поэтому всячески стремится эти свои качества проявлять и развивать (ничего удивительного в этом нет: ведь творческая функция экстраверта - именно процесс!). Интроверт же уверен, что он как личность будет оцениваться окружающими по его отношениям с ними, в зависимости от чувств, какие он у них вызывает (так как творческая функция его - состояние!)

Экстраверт считает, что каждый субъект отношений способен улучшить свой социальный статус (то есть свои отношения с окружающими и вызвать у них положительное к себе отношение) при помощи самоусовершенствования. ("Каждый стремится к самоусовершенствованию, и я чувствую себя обязанным помогать ему в этом" - так можно сформулировать девиз "братьев-экстравертов"!). Иными словами, если данный человек занимает в обществе скромное место, - значит ему просто недостает каких-либо социально ценимых качеств.

Для интроверта качественность человека как объекта является признаком его социальной значимости: он уверен, что каждый может повысить свою ценность в глазах общества при помощи совершенствования своих отношений с окружающими. ("Каждый стремится усовершенствовать свои отношения с окружающими и я обязан помогать им в этом" - таков девиз "братьев-интровертов"!). Если кто-то не замечается и не ценится - значит он неправильно сформировал свои отношения с окружающими.

Поскольку экстраверт ориентируется во внешнем мире на конкретные объекты, то они для него являются "неприкосновенными": он уверен, что каждый объект внешнего мира имеет право быть именно таким, каков он есть. Если данный объект ему мешает - то экстраверт изменяет с ним отношения, - но не сам объект. Поэтому экстраверты так болезненно реагируют на разного вида "перевоспитания", на попытки изменение их против их воли!

Экстраверт любит активную жизнь: можно сказать, что он всегда стремится в центр событий, "на сцену" - именно таким способом он только и может реализовать свою творческую функцию - процесс. Иными словами, экстраверт всегда и во всех случаях стремится "запустить процесс", начать какое-либо движение, продолжить его, развить, расширить, вовлечь в него новых людей, выдвигать новых людей, формировать "филиалы" и т.п. К тому же "со сцены" так хорошо все видно, - видно всех, кто находится "в зале"!

Интроверт же не выдвигает ни себя, ни других. Его задача - создавать законченный объект, законченный продукт, готовый к непосредственному употреблению. Он всегда "останавливает процесс", фиксирует его в некое законченное (пусть даже - промежуточное!) состояние, - создавая, тем самым, условия для того, чтобы экстраверт, получив "новую игрушку" мог начать новый процесс. А между созданием таких новых объектов, интроверт "приглядывается" к процессам, происходящим в окружающем его мире (ведь процесс - это его программная функция!), создавая впечатление "погруженного в себя" существа: он просто не может, не способен на действия, ибо они могут нарушить протекающие процессы. То есть он бездействует исключительно ради того, чтобы его деятельность просто не помешала правильному восприятию реальности! Интроверт боится быть неуместно активным! Поэтому он действует в силу необходимости, выполняя долг и обязанности.

Экстраверты же не любят "долга и обязанностей", - но любят "ответственность" (ибо только она позволяет все время (!) творить процесс , то есть "делать"; долг же и обязанности - заставляют "сделать"). Они также избегают показывать свое отношение к различным объектам и субъектам - ведь, высказывая свое отношение, они тем самым должны были бы высказывать характеристики состояния, тогда как их творческая функция - процесс.

Интроверт желает, чтобы на него обращали внимание (то есть рассматривали его как объект, включая тем самым к реалии мира), а экстраверту - необходимо внимание к его чувствам (подтверждая правильность его деятельности).

Кратко можно различие в деятельности экстраверта и интроверта можно сформулировать так:

  • экстраверт "делает",
  • а интроверт - "сделает".

Случай из практики: Экстраверты часто еду съедают не до конца (естественно - при "порционной" ее подаче!), тогда как интроверты стремятся всегда оставить тарелку чистой (то есть - сделать!). И для каждого из этих типов - такое поведение является "нормальным"!

Случай из практики: один интроверт занят на кухне. Другой интроверт кричит ему из комнаты: "Надо помыть посуду!". Первый интроверт "взвивается на дыбы" (еще бы: бросать незаконченное дело!), но кричит в ответ: "Закончу это и начну мыть посуду". Тут уже взвивается на дыбы второй: "Я же не прошу тебя все бросать...". В результате - неприятный "укол" при общении получили оба.

4. Аушра Аугустинавичюте "Дуальная природа человека"

Экстраверты от интровертов отличаются не только своими психическими свойствами, но и внешне.Активным полушарием экстраверта всегда есть правое полушарие, активным полушарием интроверта - левое полушарие. Это можно заметить по лицу и глазам. Более развитой половиной лица у экстравертов, как правило, является левая половина лица и левый глаз, у интроверта - правая половина лица и правый глаз. Когда беседуем с человеком, обычно, внимание приковывается активным глазом, то есть не столько на все лицо человека, сколько на активный глаз.

Активная сторона лица человека чаще всего кажется и есть более узкой и более длинной, активный глаз - большим и как бы более осмысленным.Но при диагностике типа ИМ по глазам к ошибке особенно легко приводят глаза шизотимов-экстравертов, потому что, когда они смотрят на неподвижный объект, например, на фотообъектив или собеседника, расширяют свой пассивный статичный, то есть правый глаз. И вообще на эти внешние различия следует смотреть лишь как на тенденцию - есть очень обманчивые лица.

Лица экстравертов более подвижные, менее скованные, по ним видно, что человек может приказывать и требовать. У интроверта особым спокойствием отличается лоб. Иногда впечатление, что они за миром следят "третьим глазом". Интересно, что самые теплые как и самые холодные лица у интровертов. Самые теплые у сенсорно-этических интровертов и интуитивно-этических интровертов, холодные у этико-сенсорного интроверта и этико-интуитивного интроверта.

Что мы считаем основным или одним из основных психических качеств интроверта ? Склонность изменять внешний мир в угоду субъекту. Склонность заботиться о субъектах и объектах, изменяя их взаимоотношения. В противоположность склонности интроверта изменять субъекты и объекты в угоду или пользу отношений между ними. У экстраверта отношения между людьми по отношению к самим людям - вторичное: отношения должны быть такими, какие нужны людям. У интроверта, наоборот,не отношения следует приспосабливать к людям, а людей или их поведение к отношениям: если появились противоречия, должны меняться люди, а не отношения.

Можно сказать, что для экстраверта константой во внешнем мире являются субъекты и объекты. Для интроверта такой константой являются отношения между субъектами и объектами и этими отношениями вызываемые чувства.

Человек - социальное существо. И образован как бы из двух частей - активного психофизического "я" (человек это объект) и своих отношений с людьми и прочими объектами (человек это его отношения). Экстравертность-интровертность сознания одной из них придает приоритет и она становится как бы причиной второй части. Экстраверт приоритет придает психо-физическому "Я" человека, интроверт - отношениям. Экстраверт уверен, что "у качественного объекта" всегда качественные отношения. То есть, что отношения и чувства окружающего мира к нему определяются ценностью личностных свойств или активностью, и потому разными способами эти свои качества пытается усовершенствовать. Интроверт, наоборот, уверен, что его личность будет оцениваться в зависимости от отношений с окружающими в зависимости с тем, какие чувства у окружающих он вызывает. Интроверт в своих собственных глазах стоит столько, сколько стоят его отношения, поэтому всеми своими сознательными силами и старается эти отношения улучшить, является уступчивым, избегает ссор. Сумму всех отношений-чувств можно назвать психологическим полем и сказать, что интроверт, во-первых, заботится о качестве своего психологического поля как и о качестве психологического поля других людей.

Для экстраверта социально ценные отношения следствие и признак социальной ценности, качественности объекта. Обыкновенный ход его мыслей: каждый субъект может улучшить свои отношения с окружающим, вызвать к себе положительные чувства способом самоусовершенствования. Если субъект в обществе занимает скромное место, значит, ему недостаточно каких-то ценных качеств.

Для интроверта основой материального мира являются отношения. Качественность человека как объекта это следствие и признак социальной качественности, ценности его отношений и тех чувств, которые он у других людей вызывает. Ход его мыслей: каждый может повысить свою ценность в глазах общества, усовершенствуя свои отношения с окружающими. Если субъект не замечается и не ценится, значит не наладил достаточно правильных отношений.

В свете этих рассуждений становится понятным, что распространенное ныне определение, что человек это, во-первых, его отношения, является прогрессивным в устах экстраверта, который при этом обязуется не забыть, что общество это не только люди, но и отношения. В то время, как в устах интроверта, который так склонен преувеличивать роль отношений и недооценивать объекта, это определение становится опасным, склоняет к недоучету качеств личности человека. Отсюда ошибочная идея, что нет незаменимых людей, что каждый человек лишь винтик, что человека нужно менять, как только он нарушает гармонию психологического поля - не умеет или не хочет приспосабливаться. Противоположный перегиб, который могут делать и делают экстраверты - что нет незаменимых отношений, что любые отношения, которые не подходят личности, индивидуальности, можно заменить. Человеку же как личности необходима уверенность в том, что он пользуется уважением и правом быть самим собой, уверенность в постоянстве благожелательных отношений с окружающей средой, постоянство в жизни.

Для экстраверта объектом ориентации во внешнем мире являются окружающие объекты и субъекты. Поэтому они пользуются определенным

5. Р.К. Седых "Информационный психоанализ"

Соматики и релатики
  • Ю. экстравертированные - интровертированные;
    А. экстраверты - интроверты.

  • Сознание соматика лучше приспособлено к решению проблем, связанных с объектами (их формой, структурой, внутренней и внешней динамикой). Сознание релатика - наоборот, специализируется на обработке информации о взаимодействиях.

    К этому определению следует добавить собственно психологическую компоненту. В норме соматик считает объектные ценности (качество, перспективу, деятельность и эмоции объекта) в целом более важными, чем взаимодействия (рациональность, гармоничность, приятность и информативность отношений). Сознанию людей этого типа даже несколько мешает необходимость разбираться в своих взаимодействиях как с вещами, так и с другими людьми. Они с большей охотой и легкостью жертвуют своими взаимодействиями, стремясь сохранить и улучшить свои "объектные" качества.

    Релатик в норме, напротив, ориентируется в первую очередь на качество и содержание своих взаимодействий с людьми и вещами. Иногда его даже раздражает необходимость следить за "Объектными" качествами. Он ими с готовностью поступился бы, если бы это стало нужно для достижения тех качеств взаимодействия, которых он добивается.

    Таким образом, мы видим два диаметрально противоположных подхода: первый - объект является целью, а взаимодействия выполняют по отношению к нему служебную роль; второй - буквально противоположен первому, поскольку объект и его взаимодействия представляют диалектическую пару. Естественно ожидать, что то же самое можно сказать и про отражение этого разделения в психике.

    Действительно, психика имеет две фундаментальные функции: первая ответственна за обработку информации о взаимодействиях, другая - об объектах. Одна из этих функций обязательно доминирует в сознании. Другая относительно подавлена, вытеснена в бессознательное. Человек обращает внимание на соответствующие аспекты, только если положение в них грозит катастрофой, или даже, как это нередко бывает, он уже довел себя до серьезных неприятностей. [Такое устройство психики предопределяет структуру динамики проявления двух установок (на объекты и на взаимодействия). Собственно о ней и шла речь в последних предложениях. Подробнее об этом можно узнать в седьмой главе книги, посвященной информодинамике психики.]

    Даже тот, кто совершенно не знаком с психологией, способен отличить соматика от релатика. Но при первом (втором, третьем...) чтении определений почти невозможно решить правильно, к какой категории следует отнести себя, тем более, что с точки зрения количества, а не качества каждый по-своему проявляет этот (равно как и любой другой) признак.

    Непременно какая-то установка - либо соматичная, либо релатичная - преобладает, что приводит к качественному отличию, которое, в первую очередь, и интересует соционику. Но как бы то ни было, количественные проявления существуют и приводят к бесконечному разнообразию проявлений обоих типов. Но в поведении и той, и другой группы можно выделить простые и обыденные черты - следствия их фундаментальных свойств.

    1. Для соматика источник и мера всего остального - объект и произошедшее с объектом. Самоощущение соматика: "Я - объект среди объектов. И чем лучше я сам разовью свои качества, чем лучше буду я, тем лучше будет мое взаимодействие с другими людьми". Соматики считают, что это мнение разделяют и другие люди. Стремление к самосовершенствованию для этого типа естественно и дается более или менее легко, если не мешают преграды неожиданных чувств, болезней, нехватки времени, конфликтов на службе, то есть пока жертвы и невнимание к взаимодействиям не приводят к появлению проблем, которыми уже нельзя пренебречь.

    У релатика источник и мера - это взаимодействия, отношения и чувства. Судьба объекта для него - всегда следствие каких-то его взаимодействий. То есть скорее сознание определяет бытие (у соматика - наоборот). Самоощущение релатика: "Я - ситуация (сумма отношений и чувств) среди других таких же ситуаций. Человек - это прежде всего его взаимодействия и его отношение к происходящему. Если человека не ценят, следовательно, он не наладил отношения". Точно так же, если человек испытывает дискомфорт, значит, не прислушался к своим ощущениям и не отрегулировал их. Если попусту потратил время, значит, подавил свои предчувствия, которые могли бы его уберечь. Релатик заботится о качестве своих отношений, по мере сил их улучшает, не устраивает в них по своей инициативе революций, избегает ссор, служебных конфликтов, болезней, потерь времени. Свои личные (как объекта) качества зачастую приносит в жертву качеству и постоянству своего "психологического поля". Когда все же из-за невнимания и пренебрежения своими качествами возникают проблемы, то решать их приходится, изменяя себя. Снова ради неких, без этого не достижимых, отношений.

    2. Соматик, как правило, обращает внимание на других и происходящие с ними. Его дальнейшее поведение в целом сознательно определяется так, чтобы оно по возможности не зависело от собственных взаимодействий с этими людьми. Внешне это часто выглядит, как ярко выраженная социальность, инициативность, неспокойность. Конечно, соматик зависит и от своих взаимодействий, но подсознательно. Проявляется это в том, что, например, когда человек такого типа совершает нечто удивительное для самого себя, то почти всегда оказывается, что в этом виноваты именно какие-то его взаимодействия с окружающими людьми, которые он не хочет или не может осознать.

    Релатик не забывает особенностей собственных взаимодействий. Все продумывается и реализуется на основе своего субъективного восприятия. Это качество обычно проявляется в декларациях независимости от общества, самостоятельности мнений, спокойном поддерживании необходимых отношений. Иногда релатик совершает странные со своей точки зрения поступки, которые могут даже идти во вред его взаимодействиям с окружающими людьми и предметами. При анализе оказывается, что в подсознании релатика прочно укоренились некоторые распространенные мнения, оценки, которые он не может преодолеть хотя бы потому, что он их не осознает. Осознание такого рода вещей всегда связано с внутренним сопротивлением.

    3. Соматику проще принять распространенную точку зрения, по возможности лучшую из общепринятых, что он частенько и делает. Характерны высказывание и защита чьего-либо мнения. Советуя, он не прочь сослаться на источник информации: "Это не только мое личное мнение, его разделяют люди, мнение которых по этому вопросу достойно уважения". Соматик легко меняет социальную идею, если отыскал лучшую. Ему зачастую трудно декларировать свою оригинальную точку зрения, есть стремление ее обосновать ну хоть чьим-то еще мнением, но, приняв такую точку зрения, может только с большим трудом от нее отступить.

    Релатику, наоборот, свойственно выработать собственное отношение чуть ли не к любой проблеме. Если он случайно и защищает общепринятое мнение, то оно, скорее всего, совпадает с его собственным. Советы аргументирует не столько с помощью ссылок на авторитеты, хотя и это бывает, сколько с помощью фразы типа "я так думаю" или "я это так ощущаю" и т. п. Его мнение по поводу информации для него самого важнее, чем сама эта информация (потому что мнение - это тоже отношение). Релатик обычно декларирует точку зрения как свою, даже если она полностью совпадает с общепринятой. Часто за это он получает претензии типа "ты подаешь это так, как будто сам это придумал". Собственные мнения (и отношения вообще) релатик меняет редко. Они выверены и хорошо устоялись. Но, если уж ему приходится это делать, обычно обходится без трагедий. Взаимодействия - во многом зона его свободы воли. Другое дело, если он стал сподвижником социальной идеи. Переменить ее ему бывает очень непросто.

    4. Соматик мир объектов воспринимает как более простой, понятный и управляемый, чем мир своих собственных личных чувств и ощущений. Гораздо легче сделать карьеру, занять соответствующее своим качествам и своей работе место, чем навести порядок в собственных взаимодействиях (у кого-то сумбур в мыслях, у кого-то - в чувствах, у одних проблемы со здоровьем, у других - со временем).

    Релатик мир взаимодействий ощущает как более гармоничный и управляемый, чем мир объектов. Проблемы - это прежде всего проблемы своей оценки как объекта. Он более уверен в своих взаимодействиях, чем в деловых, личных качествах и способностях.

    5. Соматик обыкновенно решает свои проблемы бурной активностью. Ему легче куда-то сходить, с кем-то договориться, что-то сделать, чем спокойно разобраться и справиться со своими желаниями, мнениями, ощущениями и чувствами.

    Релатик проблемы предпочитает решать при помощи различных манипуляций с собственными отношениями, чувствами. Порывы обычно сдерживаются. Проявлять оживленную деятельность у него обычно особенного желания нет.

    6. Если соматика тянет поговорить (а это верный признак неразрешенных вопросов), то непременно о чувствах и отношениях, а о личных качествах особо говорить незачем: они и так очевидны. Если соматика тянет похвастаться, то опять-таки обычно это означает, что ему что-то удалось в мире взаимодействий.

    Релатик любит поговорить о мире объектов и похвастаться своими успехами в их использовании. Например, своей квалификацией, способностями, работой... и тем, какие личные выгоды он от этого получил.

    7. Установка соматика на отношения как на то, что должно служить потребностям объекта, приводит, с одной стороны, к легкости завязывания новых отношений, а с другой - к неприятностям по части достижения в своих взаимодействиях совершенства и постоянства.

    Релатиком личные качества воспринимаются как "придаток к отношениям". Когда вследствие этого возникают проблемы, приходится себя и других менять и воспитывать. Новые отношения с незнакомыми людьми завязывать, может быть, и интересно, но утомительно. Лучше и проще добиться приличного состояния уже имеющихся за счет воспитания участников взаимодействия.

    8. Соматик часто выступает как инициатор новых дел. Он инициативен, вносит динамику в окружающий его мир. Относительно часто оказывается в авангарде интересного начинания и легко воспламеняется новыми идеями. Для него характерно, придя на праздник, помогать раскручивать его ход и активно во всем участвовать - если не делом, то хоть советом. Он не приемлет излишней скромности, иногда ему не хватает самокритики, и он бросается в новое прежде, чем подумает, чем это может для него кончиться. Вообще обыкновенно раньше делает, чем думает. Соматик не очень постоянен в чувствах. Есть склонность забывать о себе, втягиваясь в новое дело и развивая его.

    Релатик, ему в противоположность, стремится отнять излишнюю, на его взгляд, динамику у мира. Исповедует принцип наименьшего действия. Ничего не делает просто так и стремится, чтобы вкладываемые усилия были минимальны и при этом приносили максимальный эффект. Активность скорее нацелена на то, чтобы избегать дальнейшей активности, чем на достижение объектных целей. Он редко бывает инициатором новых дел. Но только он умеет с пользой заканчивать начатое соматиком. Без релатиков мир был бы незаконченным и неуютным. Для них более, чем для противоположного типа, характерны скромность, стремление не нарушать свой и чужой покой излишней активностью. Они более самокритичны, но, с другой стороны, более эгоцентричны. Зато если уж релатик относится к кому-то хорошо (скажем, если это дружеские, деловые или семейные отношения), то старательно поддерживает эти отношения.

    Даже у представителей одного типа на протяжении их жизни количественные проявления признака сильно изменяются. Но, как отмечал сам Карл Юнг, качественно тип на протяжении жизни не меняется и измениться не может. Соматик - значит соматик на всю жизнь, к релатику это относится в не меньшей степени. Не стоит переживать по поводу того, что нельзя переменить один тип на другой. Нужно лишь разобраться в том, чем они отличаются друг от друга, и извлечь максимальную пользу из этого знания.

    Юнг писал: "Главной опасностью для экстравертированного (соматика) является чрезмерное втягивание в окружающую действительность". Тогда он не уделяет достаточного внимания своим личным потерям. Он может настолько увлечься своими занятиями, что совершенно измучает и растратит себя. Себя - значит свое здоровье или свое время, свои личные чувства или возможности карьеры.

    Оставленные в пренебрежении, а иногда и прямо подавляемые, чувства мстят за себя. Следует отдохнуть, подумать и сознательно "добавить" себе немного релатичности. Норма лежит где-то в районе 70% (одного признака) и 30% (другого). Если она соблюдена, то человек более-менее уравновешен и социален. То есть может быть хорошим и для себя, и для других. Всякое смещение (к краю или к середине) от нормы имеет свои неприятности. Крайность приводит к растрате сил и борьбе с самим собой, усредненность - к невозможности существенной активности. Человек с недостаточным проявлением типа с точки зрения окружающих "ни то, ни се". Во-первых, потому что ни одну из социальных ролей (а и соматики, и релатики имеют определенные и важные социальные роли) не может последовательно выполнять. А во-вторых, он вынужден, уподобляясь буриданову ослу, постоянно барахтаться в трясине противоречий между импульсами от объекта и от отношений.

    Человек, который чересчур релатичен, внешне выглядит нерешительным, безынициативным, часто впадает в тихую меланхолию и депрессию. (Для чересчур выраженного соматика более характерны истерики и скандалы). Способность к правильной оценке своих личных качеств у такого человека особенно занижена. Он совершенно не приемлет ответственности за других и соглашается выполнять лишь четко ограниченный круг обязанностей. В таком случае совершенно не повредит сознательное проявление активности и личных качеств в том аспекте, в котором это делается наиболее легко и безболезненно (это всегда возможно), Улучшающаяся психологическая адаптация увеличивает и общественную ценность человека. Способ - прежде всего выбор сферы деятельности. Он определяется тем, что соматику с его склонностью к активности, коммуникабельностью, стремлением к максимальной активности и ответственности за других будет и легко, и естественно руководить другими. Релатику же ответственность - острый нож, ему необходимы четкие инструкции, контакты с множеством людей утомительны, поэтому естественнее быть не начальником, а исполнителем. Не надо только думать, что автор недооценивает релатиков. В зависимости от способностей, они вполне могут высоко подниматься по служебной лестнице, но при этом им удобнее быть вторым лицом, потому что "зам" несет меньшую ответственность. На этом посту релатик будет гораздо лучше себя чувствовать и лучше справляться с обязанностями, чем на менее высоком, но более самостоятельной должности.

    Социониками подмечено, что когда руководителем становится соматик, то он заботится в первую очередь о расширении производства и освоении новой продукции, и вообще о работе как таковой. В подчиненном такому человеку коллективе больше и активности, и открытости, но зато неспокойно. Если же коллективом руководит релатик, то все более спокойно. Он не забывает об отношениях в коллективе и по возможности улучшает их. Но если инициативы нет совсем (а для релатиков это почти нормально), то возможен и даже неизбежен застой. Кстати, соционики люди въедливые и не могли себе отказать в определении типов советских руководителей. Со времени Ленина* Горбачев - первый оказавшийся у власти соматик. Ни при одном из релатиков даже идея перестройки не была бы возможной.

    6. О.Б. Слинько "Ключ к сердцу - соционика"

    Люди делятся на интровертов и экстравертов. Опять-таки, в соционике эти понятия имеют несколько иной, чем в традиционной психологии, смысл, так что для обозначения данной шкалы иногда даже применяется другое название: интротимность-экстратимность. Интроверт ориентирован более внутрь себя, нежели на внешнее окружение. Он хорошо понимает движения собственной души, он разбирается в сложном устройстве своего богатого, развитого внутреннего мира и опасается неожиданностей со стороны мира внешнего. Интроверт трудно заводит новые знакомства, он не сразу приживается в новом коллективе. Экстраверт, наоборот, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми, он как бы постоянно переносит себя во внешнюю обстановку, существует во внешнем мире, при этом редко задумываясь о противоречиях собственной души. Экстраверт часто бывает неожиданным сам для себя, однако хорошо разбирается, что и как должно происходить вокруг него. Интроверт воспринимает установленные во внешнем мире связи и соотношения, он видит ситуацию каждого человека (или объекта) и свою ситуацию среди других людей. Интроверт уверен, что ситуация определяет внутренние качества человека. Например, интроверт скажет вам, что, только обучаясь в сильном вузе, можно стать хорошим специалистом. Для экстраверта, наоборот, данностью являются внутренние качества людей и объектов. На ситуацию он может активно воздействовать, изменяя её. Экстраверт уверен, что место человека, его ситуация определяются степенью развитости, подготовленности этого человека.

    7. Ирина Долина "Кто вы ? Экстраверт или интроверт?"

    Экстраверт вы или интраверт, можно предположить уже по внешним признакам. Как правило, более развитой половиной лица у экстравертов является левая, а у интровергов - правая. Активная сторона лица кажется более вытянутой, активный глаз - больше и осмысленнее. В целом, лица экстравертов подвижнее, у интровертов мимика сглажена (на лбу практически не бывает морщин).
    Экстраверт направлен наружу, обращен к окружающим объектам. Понять других ему легче, чем самого себя. Интроверт как бы отделен от внешнего мира "прозрачной стеной". Себя ему понять легче
    , чем других. Для экстраверта вопрос самосовершенствования является большой проблемой, он обычно стремится изменить окружающих. Интроверт же "в чужой монастырь со своим уставом не ходит" и скорее сам постарается приспособиться. Экстраверт склонен к повышенной активности, часто переоценивает свои шансы, поступает опрометчиво. Интроверт наоборот, нуждается в активизации со стороны, всегда экономен в расходовании сил. Ошибочным является мнение, что "экстраверт - это общительный весельчак", а "интроверт - угрюмый отшельник". В спорных случаях следует понаблюдать, в какой степени человек выделяется на фоне окружающих. Экстраверт не боится открыто противопоставить себя обществу (например, он может демонстративно обособляться). Интроверт же предпочтет не выделяться в компании ни в ту. ни в другую сторону.
    Экстраверт пропускает через себя большее количество информации, но рассматривает ее поверхностно. Интроверт думает медленнее. но прорабатывает информацию детально. В обществе экстраверт всегда заметнее интроверта. Экстравертный руководитель видит своей целью расширение производства, увеличение выпуска продукции. Организация его смело участвует в конкуренции, захватывает новые территории, открывает филиалы. Интересы коллектива подчиняются цели, поставленной руководителем. Это сфера крупного бизнеса. Установка оправдана при необходимости быстрого развития отрасли. Интровертный руководитель стремится к усовершенствованию системы отношений в коллективе, повышению качества труда. Он не любит конкуренции, мало интересуется
    чужими сферами влияния. Это сфера малого бизнеса. Установка способствует стабилизации жизни общества. Обычно изобретателем качественно нового товара является интроверт, а организатором его производства - экстраверт.
    Экстраверт стремится к ответственности,
    но не любит обязанностей. Ответственность воспринимается им как привилегия, а обязанность - как насилие. У интроверта все наоборот - он с удовольствием выполняет свои обязанности и всячески старается уйти от того, что называется ответственностью.
    В компании экстраверт обращает внимание на других, старается их "расшевелить", рассмешить, иначе ему скучно. Интроверт стремится привлечь внимание к себе, а если не замечают - ему становится неинтересно.
    Экстраверт - это вдохновитель и организатор. Интроверт - прикрывает его тылы. Первый стремится добиться цели, изменить мир. Второй (даже если очень деятелен) скорее избегает неприятностей и неудач. Экстраверт постоянно недоволен тем, что не сделал еще чего-то, а интроверт - что проявил "из

    8. В.В. Гуленко

    Физический уровень

    Экстравертный тип представляет собой систему, которая больше выдает энергии и информации, чем накапливает. Поэтому экстраверт отличается тем, что обычно затрачивает больше усилий, чем надо для достижения какого-то среднего результата. Экстравертный стиль поведения и работы может быть охарактеризован как активный, но затратный. Интровертный тип является системой, которая больше накапливает энергии и информации, чем выдает. Поэтому интроверт обычно прикладывает усилий меньше среднего для достижения фиксированного результата. Естественно, для того чтобы проделать такой же объем работы, что и экстраверт, интроверту потребуется больше времени. Интровертный стиль поведения и работы, следовательно, можно назвать пассивным, но экономным. В силу того что экстраверт склонен делать больше, чем надо, он нуждается в том, чтобы его сдерживали, притормаживали. Экстра-вертная интенсивность информационного обмена делает его плодовитым, но не долгоживущим, так как он чаще выходит из строя - болеет, допускает передозировки, переоценивает свои шансы. Из-за того что интроверт склонен делать меньше, чем надо, для достижения оптимального эффекта его нужно подталкивать, активизировать. Зато сдержанность делает интроверта экономным хозяином, бережно относящимся к своим ресурсам. Спокойный стиль существования уберегает его от крайностей, в результате чего интроверт менее плодовит, зато дольше живет. Бурная, интенсивная жизнь "на всю катушку" - не для интроверта, так как при этом не остается никакого резерва сил, без которого он не мыслит себя.

    Психологический уровень

    Экстраверт направлен наружу, это человек открытого типа. Поэтому он стремится к действию, психологической активности. Без обратной связи с окружающими он теряет ориентировку, не может обрабатывать информацию. Окружающих экстраверту легче понять, чем самого себя. Он как бы разъединен с самим собой, оценивает себя через других людей. Интроверт же сам с собой слит, зато отделен четкой границей от внешнего мира. Себя ему понять гораздо легче, чем других. Интроверт способен спокойно обходиться без обратной связи с другими, ведь он ценен сам для себя. Интроверт в психологическом плане лучше защищен от вторжения извне, чем экстраверт, но ему гораздо труднее повлиять на кого-то как в положительном, так и отрицательном плане. Экстраверт невольно стремится приспособить других под себя. Он изменяет людей, "воспитывает" их, навязывает свои правила игры. На себя самого ему повлиять очень трудно. Поэтому для экстравертов проблема самосовершенствования более жгуча, чем для интровертов. Когда экстраверт обращается внутрь себя, т. е. пытается интровертироваться, он наталкивается на серьезные осложнения, так как действует против своей природной установки. Интроверт скорее сам приспособится к окружающим, чем будет пытаться активно их переделать на свой лад. Интроверт живет по правилу "в чужой монастырь со своим уставом не ходят", поэтому он психологически не вторгается в мир других людей. Попытки экстравертироваться, активно воздействовать на обстоятельства для интроверта губительны - ведут к перегреву, равносильны разрушению врожденной структуры личности. У интроверта получается самосовершенствование, он успешно работает над личностным ростом - таким способом он решает проблему личной независимости. Обращаю внимание читателей на ошибочность трактовки экстравертов как общительных весельчаков, а интровертов как угрюмых отшельников. Такие крайности в жизни встречаются редко, а задача социодиагностики - определить вертность любого человека. Рекомендую больше руководствоваться в сложных случаях тем, в какой степени человек выделяется на фоне окружающих. Если он очень необщителен, демонстративно обособляется - это убедительное свидетельство его экстраверсии, так как только экстраверт не боится открыто противопоставлять себя остальным. Интроверт, наоборот, стремится не выделяться ни в ту, ни в другую сторону. Но это уже переход на следующий уровень.

    Социальный уровень

    Экстраверт в социуме отличается расширительной, экспансивной тенденцией. Он всегда заметнее интроверта, имеет большее влияние на социальное развитие. Организации, руководимые экстравертом, растут, вторгаются на чужие территории, открывают все новые и новые филиалы. Экстраверт в большинстве случаев предпочитает конкуренцию и захват освоению и совершенствованию имеющегося. Интроверт экспансию осуществляет плохо. Его тенденция развития - углубление и совершенствование уже имеющегосл. Интроверт - это освоитель, а не покоритель. Он предпочитает избегать конкуренции, если это возможно. Чужие территории и сферы влияния его интересуют мало. С ним всегда проще договориться. В макросоциуме интроверт малозаметен. Возглавляемые им организации слабо растут, зато постоянно совершенствуют свою структуру и методы труда. Экстраверту грозит "синдром большого бизнеса", как обозначил это явление знаменитый японский предприниматель Кадзума Татеиси [32]: уродливо-гипертрофированное развитие верхнего эшелона организации, сопровождающееся потерей контроля над внутренними процессами. Обилие экстравертных типов на первых фазах предпринимательства - оправданное явление. Но по мере завоевания крупных рынков все острее требуются предприниматели интроверт-ного типа, которые держат в своих руках малый бизнес. Интроверту же грозит замыкание в собственных пределах, нечувствительность к новым веяниям. Пример интровертного управления социумом - сталинская политика "железного занавеса", надолго исключившая советскую империю из мирового сообщества. Интроверт больше полагается на собственные силы, так как всегда имеет резервные накопления. Интровертная тенденция к углублению и умеренности приводит при своей абсолютизации к пере- или зарегулированности, срезает все экстравертные попытки выделиться, отклониться от нормы. Малым нациям, опасающимся ассимиляции, борющимся за свою автономию, по этой причине рекомендуется назначать на руководящие посты интровертов. Только интроверт сумеет экономно распорядиться скудным резервом, которым такие нации обычно располагают. Экстраверт все равно будет проводить политику "открытых дверей", которая националистами не приветствуется, либо захвата спорных территорий, что неизбежно ведет к локальным войнам и эскалации этнических конфликтов.

    Интеллектуальный уровень

    Экстраверт отличается от интроверта в интеллектуальном плане большими объемами обрабатываемой информации. Экстраверт всегда думает более масштабно: за одно и то же время он пропускает большее количество информации, т. е. его интеллектуальная скорость выше, чем у интроверта. Интроверт думает медленнее, скорость инфообмена у него ниже. Познавательные интересы интроверта всегда более локальны и ограничены. Зато интроверт более детально прорабатывает информацию, его информационный продукт по этой причине всегда "приготовлен" с большим качеством. По интеллектуальным тестам общих способностей экстраверты обычно опережают интровертов в силу тех же причин: ограниченное время на их выполнение ставит экстраверта в более выгодную позицию, так как его скорость инфообмена выше. Если бы тесты построить таким образом, чтобы задачи были более подробными, и не ограничивать время, то результаты тестирования были бы прямо противоположными, и больший IQ имели бы интроверты. Экстраверт согласно расширительной тенденции своих познавательных интересов имеет больше шансов совершить научный переворот, прославиться в истории. Дело в том, что самые крупные открытия совершаются всегда на стыке информационных областей, и чем шире спектр интересов индивида, тем вероятнее при всех прочих равных условиях, что он обнаружит новые закономерности. Это касается не только науки, но и любых отраслей деятельности. Если составить списки великих людей, чьи идеи или открытия быстро захватили мир, то среди них, без сомнения, большинство будут экстравертами. Интровертные мысли и открытия труднее доходят до своих ценителей, так как они сложнее экстравертных, да и автору не под силу их экспансивно распространять. Кроме того, интроверты как узкие исследователи просто реже вторгаются в пограничные области, поэтому их шансы обнаружить нечто неожиданное тоже уменьшаются.

    От того, насколько динамично "половинки" нашего мозга обмениваются информацией друг с другом, зависят такие признаки, как экстраверсия и интроверсия

    Выражение "открытое лицо" Относится к экстраверту он более непосредственно реагирует на происходящее, общителен, активен. Интроверт прислушивается как бы не столько к объекту, сколько к тем чувствам, которые у него объект вызывает. Труднее вовлекается в общее эмоциональное поле ком- пании, что иногда заметно на груповых снимках.

    Веpа Стpатиевская "Как сделать, чтобы мы не pасставались"

    "Экстpавеpсия - это такая позиция миpовоспpиятия, пpи котоpой пеpвостепенная значимость пpидаётся качественной хаpактеpистике людей (или объектов) в то вpемя как взаимоотношения между людьми (или объектами) являются уже втоpостепенной (подчинённой) ценностью."

    "Интpовеpсия - это такая позиция миpовоспpиятия, пpи котоpой важнейшей и доминиpующей ценностью является именно взаимоотношения между объектами, а уже втоpостепенной ценностью - качества самих объектов"