4. Иррациональность/Рациональность

“Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему”.

Юнг понимал разум, как ориентацию на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме, как “правильную” установку “среднего разума”.

Иррациональное по Юнгу - это не что-то противоразумное, а что-то лежащее вне разума, на разуме не основанное.

“Мышление и чувство являются функциями рациональными, поскольку решающее влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии. Иррациональные же функции суть те, целью которых является чистое восприятие, таковы интуиция и ощущение, потому что они должны для полного восприятия как можно более отрешиться от всего рационального”.

ТЕСТ МАЙЕРС-БРИГГС
 

Рациональный тип

Иррациональный тип

1.

Предпочитает иметь возможность ПЛАНИРОВАТЬ свою работу и работать по плану Обычно хорошо приспосабливаются к МЕНЯЮЩИМСЯ СИТУАЦИЯМ

2.

Любит, чтобы понятия были установлены и разложены по полочкам Не обращает внимание на то, что имеются нерешенные вопросы

3.

Решения принимает быстро Испытывает затруднения при принятии решений

4.

Не любит прерывать текущую работу, чтобы переключаться на более неотложную. Может начать слишком много работ сразу и с трудом их заканчивать.

5.

Может не обратить внимания на новые обстоятельства, на которые необходимо отреагировать. Может отложить неприятные работы на потом.

6.

Хочет знать только то, что необходимо непосредственно для работы. Хочет знать все, что касается новой работы.

7.

Бывает доволен, вынеся однажды некое суждение о данной вещи, ситуации или человеке. Любопытен, любит новый взгляд на вещи, ситуации, людей.

Рациональность - иррациональность

Я с детства выбрал верный путь, Решил, чем буду заниматься. А. Макаревич

Но иногда найдется вдруг чудак, Этот чудак все сделает не так. А. Макаревич

В соответствии с доминирующими функциями. Юнг разделил все психологические типы на два класса: рациональные (мыслительные и чувствующие) и иррациональные (интуитивные и ощущающие).

Рациональные типы - как ориентированные на разум, традиции - стремятся жить с принятым решением, иметь твердое мнение (собственное или принятое). Они не склонны его менять, обычно имеют устойчивую твердую позицию в любой ситуации. Если обстоятельства меняются, рационалам необходимо время, чтобы к ним привыкнуть, освоиться, перестроить планы, принять новое решение. Жизнь с принятым решением - логическим или этическим - вот главная черта рациональных типов. Удачное или неудачное это решение - зависит от интеллекта, воспитания и т.п., но оно должно быть принято. Эти типы в типологии Майерс - Бриггс называют судящими или рассуждающими.

Иррациональные типы - как ориентированные на непосредственное восприятие, на свой взгляд на мир - стремятся увидеть новые возможности, уловить свои ощущения. Иногда они не спешат с принятием решения, наблюдают, собирают информацию. Если ситуация меняется, иррационалы реагируют на нее быстрее, чем рационалы, так как они более открыты для восприятия нового. В типологии Майерс - Бриггс эти типы называют воспринимающими.

Напомним, что Аушра Аугустинавичюте еще называет эти типы шизотимами и циклотимами, согласно теории Э. Кречмера. Действительно, у иррационалов более выражены жизненные циклы, взлеты и падения. Жизнь рационалов обычно более ровная, планомерная, без ярко выраженных циклов. Часто отмечают импульсивность иррационалов. А. Аугустинавичюте пишет об этом так: “Почему циклотимы кажутся импульсивными, а К. Г. Юнгом назывались даже иррациональными? Потому что их движения, поступки и эмоции всегда следствие каких-то чувств, какого-то душевного состояния. Ответ на появившееся чувство комфорта, дискомфорта, спокойствия или неуверенности. Циклотимы реагируют не на поступки и эмоции, а на этими поступками вызываемые чувства. Поэтому их реакции плавные, приспособленные к ситуации, но заранее не обдуманные. Шизотимы реагируют на эмоцию эмоцией, на поступок поступком, сразу. Реагируют разумно, обдуманно. Поэтому кажутся более строгими, решительными, “рациональными”, их движения более быстрые и угловатые, эмоции более резкие и холодные. Чувство для шизотима - следствие поступка, а не его причина... У циклотима поступки импульсивны, являются приспособлением к реальной ситуации своим собственным чувствам. Можно сказать, что циклотим действует, когда ему нужно выйти из какой-то ситуации, какого-то состояния, а шизотим - наоборот, когда нужно создать какое-то состояние, какое-то самочувствие. Например, циклотим готовит еду, чтобы покончить с неприятным чувством голода, а шизотим - чтобы в результате приобрести приятное чувство сытости. Интересно, что чувство голода на настроении циклотима отражается гораздо сильнее, чем на настроении шизотима: голодный шизотим может дольше спокойно ждать, чем циклотим” [З].

Рациональные склонны планировать свою жизнь, если что-то нарушает их планы, то они ощущают дискомфорт. Бывает, что рациональный уже с утра запланировал, что приготовит на ужин. Иррациональный будет думать, что приготовить, когда захочет есть, меньше доверяет планам, бывает, что каждый день начинает новую жизнь. Если вы хотите пригласить рационала в кино, надо его предупредить заранее, чтобы он успел настроиться, иррационалу же лучше сказать: “идем сейчас”, иначе у него до похода могут несколько раз смениться планы. Если у рационала много дней до экзамена, он может распределить материал и все дни что-то учить, иррационал все равно будет учить все в последние день-два. В связи со всем сказанным, об иррационалах может сложиться впечатление как о необязательных людях, но это не так. Иррационалу несколько труднее, чем рационалу, выполнять последовательно все обязательные вещи одну за другой, но помнить о своих обязательствах и выполнять их - свойство развитого, воспитанного человека, а не типа личности. Здесь не следует путать типологические и общечеловеческие свойства.

Н. Р. Якушина сравнила иррациональные типы с иррациональными числами, которые трудно просчитать. Она отмечает [37], что рациональные в трудных ситуациях сосредоточиваются на одном, меняют не столько систему аргументации, сколько силу натиска. Иррациональные же находятся в режиме “сканирования”, поиска. Максимальный творческий подъем у иррациональных бывает, когда надо найти выход из затруднений, моральных или денежных. Это специалисты по выходу из созревшей ситуации. Рациональные - специалисты по входу в ситуацию, для них характерна заблаговременная подготовка. Движущая сила рациональных - разум, они чаще обдумывают, раскладывают по полочкам, а движущая сила иррациональных - впечатление, они чаще доверяют ощущениям, видению возможностей.

Рациональные типы имеют, как правило, одну цель. У них всегда имеется широкий спектр методов, которыми они добиваются поставленной цели. Иногда несколько методов используют параллельно, изобретают и новые. Любая новая цель требует освоения в виде изобретения нескольких способов ее достижения, поэтому принимается с трудом. Для переключения на нее нужно время. Если цель достигнута или потеряла актуальность, например, забота о выросшем ребенке, а другая цель еще не ассимилирована и не обросла способами ее достичь, то может появиться чувство бессмысленности существования, человек может ощутить себя ненужным, никчемным. Потеря цели вызывает растерянность.

Иррациональные типы ставят себе множество целей, легко переключаясь с одной на другую, исключая одни и включая другие. Цели классифицируются, ревизуются, меняются по разным причинам. Методы их достижения неосознанны и непосредственны. Человек старается одним методом добиться нескольких целей. Ему нравится несколько дел сделать “заодно”. Он видит и старается не упускать побочные результаты своей деятельности. Чувство беспомощности может появиться, если имеющимися средствами не удается “накрыть” основной массив имеющихся целей.

Иными словами, для рационала - если уж есть цель, так ее непременно надо достичь, для этого и методы изобретают. Рационалы чаще проявляют последовательность и целеустремленность. Для иррационала всегда есть множество целей, какой-нибудь да достигнет, “не догнал, так разогрелся”. Методы изобретать ни к чему: ко всем целям сразу не изобретешь. Из-за этого иррациональные кажутся менее собранными, чем рациональные, недостаточно дисциплинированными. Но это не совсем так. Иррациональные не меньше трудятся, чем рациональные, и их труд не менее результативен. Рациональный подход к жизни ничуть не успешнее иррационального, сама по себе дисциплина - еще не гарантия успеха, необходимо и внимание к жизни во всех ее проявлениях. Каждый подход успешен по-своему. Здесь каждый выбирает для себя.

Характерно, что на вопрос, есть ли у вас мечта, рациональный с определенностью отвечает, что есть. В то время как иррациональный будет думать, вспоминать, может сказать, что их несколько, но так, чтобы “одна, но пламенная страсть”, обычно не бывает. Еще замечено, что иррационал с легкостью может читать несколько книг параллельно, или одну, но с конца.

В. В. Гуленко отмечает [39] такие особенности рационалов:

равномерность в работе, движения несколько механистичные, предсказуемость реакций, закрепляются на достигнутом уровне. Рационалы более последовательны, чем иррационалы, более связно излагают мысль.

А вот характерные черты иррационалов:

движения более сглажены, как будто нет жесткого стержня, волнообразный внутренний ритм, естественность, пластичность, реакции зависят от эмоционального состояния. Иррационалы не фанатичны, подхватывают новые веяния, рассказывая о чем-то, могут отвлекаться на ассоциации.

Внешние различия рационалов и иррационалов

А. Аугустинавичюте пишет о внешних различиях этих типов:

“Шизотима от циклотима в какой-то мере можно отличить по сложению и особенно по движениям. Шизотимам, если они даже набирают лишний вес, присуща какая-то сухопарость. Циклотимам и тогда, когда они худые - мягкость и закругленность линий. Особенно мягкость линий лица. Что касается движений, то у шизотимов они фиксированы. От угловатых и прыгучих до как бы скользящих. Однако в “скольжении” чувствуется скованность, оно негибкое. У циклотима движения мягкие, всегда более или менее импульсивные” [З]. То же можно сказать о мимике и об эмоциях: эмоции циклотима гораздо более импульсивны, менее управляемы, чем эмоции шизотима.

Н. Р. Якушина отмечает особенности речи рационалов и иррационалов. Рациональные говорят, словно по полочкам раскладывают, мысли излагают последовательно, слова дискретные, четкий ритм речи. Иррациональные говорят более плавно, слитно, меняют темп речи, могут перескакивать с одной мысли на другую. Среди дикторов радио и телевидения больше рационалов.

Особенности совместимости рациональных и иррациональных типов

Рациональность - иррациональность не дополняющий признак. Различие по этому параметру воспринимается наиболее остро: люди этих типов отличаются друг от друга мышлением, поведением, образом жизни. Партнерам часто не хватает взаимопонимания, слишком уж разные у них способы существования на земле. В крайнем варианте про позицию иррационального можно сказать: “Судьба придет, на печке найдет”. Такая позиция непонятна рациональному, он может не успеть понять, что это его судьба, быстро сориентироваться и схватить свою синюю птицу. Рационального угнетает ожидание случая, он предпочитает запланированные действия. Про его позицию, в крайнем случае, можно сказать: “Не мытьем, так катаньем”. Иррационального угнетает ежедневное и планомерное исполнение обязательных действий, которые совсем не обязательно ведут к удаче и при этом отвлекают внимание, мешают замечать изменения ситуации. Непонимание может упираться даже в такое: один считает, что работать нужно непременно за письменным столом, и заставляет так же поступать другого. А тому и на коленке прекрасно пишется, стол его угнетает, лишает вдохновения. Просто каждому свое, не следует никому навязывать свои методы, иначе один другому кажется несобранным, а второй первому - занудой.

Плодотворное сотрудничество возможно, когда оба ценят, что для дела нужны одновременно и высокая восприимчивость, и последовательность в выполнении планов. При этом партнерам необходимы взаимное уважение, достаточная свобода и отсутствие давления друг на друга. Отношения между такими разными людьми будут складываться очень хорошо, когда у них есть общая цель. Их может объединять важное для обоих дело, или идея, или взаимное стремление к радостям жизни, или обеспечение благополучия и достатка,- цели могут быть разными, сколько людей, столько мнений. Здесь важно, что цель общая. Пара оказывается очень эффективной в ее достижении, так как один будет выбирать методы, ведущие к успеху, а другой постарается увидеть открывающиеся возможности.

Здесь уместно поговорить о шаблонах в воспитании и самовоспитании. Пара рациональных функций (логика - этика) ориентируется на нормы, наработанные обществом. Это необходимо для передачи опыта, накопленного в социуме. Иррациональные функции (интуиция - сенсорика) ориентированы непосредственно на мир, чтобы человек не терял связь с реальностью. Как рациональный, так и иррациональный подход необходим человечеству. Нужны и передача опыта (чтобы не повторять ошибок), и восприятие нового (для развития). Для выживания каждого биологического вида необходимы как механизм наследственности, так и механизм изменчивости. Поэтому, хотя признаки рациональность - иррациональность не являются дополняющими для конкретных людей, оба они необходимы обществу, один не может существовать без другого, это привело бы к катастрофическим последствиям.

Однако, каждый человек должен выбрать свой путь в жизни, понять, чем именно он ценен, не доверять слепо чужому опыту, не ориентироваться только на догмы учителей и воспитателей. Если провести аналогию с “Puzzle”, то, конечно, собирать картинку по шаблону проще, чувствуешь себя увереннее. Но в жизни шаблон ведь всегда из прошлого. Будущее может иметь в виду совсем другой рисунок. И для нас важно не потерять себя, не упустить свои возможности и раскрыть полностью собственную индивидуальность.

Виды деятельности для рационалов и иррационалов

По рекомендациям В. В. Гуленко [25] мы составили таблицу:
Рационалам поручайте задачи Иррационалам поручайте задачи
планомерные, регулярные, предсказуемые по срокам разнообразные по подходам, мало предсказуемые по срокам
требующие систематичности, последовательности содержащие элемент стихийности, требующие смекалки, наблюдательности, гибкости
предполагающие или допускающие упорядочение возникающие в экстремальных и кризисных ситуациях

Характерные понятия для признаков рациональность - иррациональность
Рациональность Иррациональность
систематический импульсный
планомерный спонтанный
решение возможности
пунктуальный гибкий
постоянный динамичный
аккуратность непринужденность
осторожность безмятежность
закономерность случайность
последовательно параллельно

Кроме того:

Рациональные: порядок, иерархия, подготовить, преднамеренно, неоспоримо, обдуманно, инерционность, парадигма, очевидный, организованный, вышеуказанный, как ранее говорилось, как было обещано, подытожить, предписание, зарезервировать, обремененный, преемственность, заготовка, “семь раз отмерь”, консервативный, традиции, выверенный, подготовить решение, сделать вывод.

Иррациональные: авантюра, внезапно, в то же время, попутно, между делом, несмотря на, имея в виду, кроме того, спорадический, всплеск, озарение, взрывной характер, импровизация, экспромт, находчивость, воспламениться, мозговой штурм, фривольный, новаторский, генерация, образ, переменчивый.

Различия рационалов и иррационалов
Параметры Рациональные Иррациональные
Планирование Предпочитает возможность спланировать свою работу и работать по плану Обычно лучше приспосабливается к меняющимся ситуациям, корректирует план
Принятие решений Стремится заранее принять решение по каждому этапу. Оберегает принятое решение Формирует промежуточные решения по ситуации. Корректирует их в процессе выполнения
Характерные поговорки, фразы “Капля камень точит”, “Лучше ужасный конец, чем ужас без конца”,

“Ну, подведем итоги”

“Куй железо, пока горячо”, “Оставить впредь до выяснения”,

“Там видно будет”

Образ действий Ритмично, стабильно В меняющемся ритме
Последовательность действий Делает последовательно одну работу за другой Любит делать несколько дел сразу, параллельно
Реакция на смену обстоятельств Может не обратить внимания на обстоятельства, на которые нужно было бы отреагировать Обращает внимание на новые обстоятельства и своевременно реагирует, если нужно
Жизненная позиция Старается обеспечить стабильность, предсказуемое будущее Лучше адаптируется в меняющемся мире, использует новые возможности
Чтение книг Читает книги от начала до конца, одну за другой Может читать несколько книг параллельно
Достижение целей Знает, как использовать традиции и правила для достижения целей Умеет использовать меняющиеся обстоятельства для достижения целей
Отношение к целям и методам Охотнее подбирает методы Охотнее выбирает цели
Выбивает из колеи Потеря цели Недостаток средств
Гибкость Старается придерживаться принятых взглядов Гибко корректирует оценки по ситуации

 

2. А. В. Букалов, Г. Бойко
"ПОЧЕМУ ОШИБСЯ САДДАМ ХУСЕЙН, или ЧТО ТАКОЕ СОЦИОНИКА"

Рациональных людей (или "шизотимов") отличить от иррациональных (или "циклотимов") можно уже по внешности и движениям. Рациональным зачастую свойственна сухопарость (даже когда они имеют приличный вес), фиксированные движения, четкая "солдатская" походка. Для иррациональных же свойственна мягкость лица, закругленность линий, их движения плавные, мягкие ("кошачьи"), раскованные, импульсивные, особенно у иррациональных экстравертов. Подход рациональных людей к происходящему отличается продуманностью, наличием готового мнения, в отличие от импровизированных реакций иррациональных. Иррациональные, прежде чем отреагировать на воздействие извне, внутренне "раскачиваются", зачастую их реакция - творческое приспособление к ситуации. Рациональные же, по А. Аугустинавичуте, реагируют на эмоции - эмоциями, на поступок - поступком, очень продуманно, разумно, на основе всего имеющегося опыта, и потому кажутся более строгими и решительными. Иррациональный человек может действовать только тогда, когда его охватывает какое-то чувство. А рациональный не может общаться с человеком, пока не имеет к нему определенного отношения, т.е. пока у него нет определенной установки. Иррациональные общение начинают без раскачки, без предварительного мнения о собеседнике, путем непосредственных контактов, в ходе которых и люди, и их качества тщательно изучаются. Только после этого появляются чувства, определяются отношения. Поэтому контакты с людьми иррациональный завязывает быстро, но они ничего не говорят о его чувствах к ним. Для поступков рациональных людей характерно то, что к любой работе, к любому действию им необходимо подготовиться, продумать все детали, запланировать его, не упустить ничего, что могло бы помочь или помешать работе,- в отличие от иррациональных, которые могут, что называется, "ворваться" в ситуацию, с ходу включиться в работу, попутно разбираясь в деталях. Склонность рациональных продумывать свое поведение находит отражение в формуле "Свобода есть осознанная необходимость". Но справедлива она скорее лишь для рациональных типов. Для иррациональных свобода - это "неосознанная необходимость". Этот маленький пример иллюстрирует относительность понятий и норм, правил поведения для разных типов личности. Мы очень часто. сталкиваемся с ситуацией, когда под правила или догмы, сформулированные одним типом личности, подгоняется поведение других типов личности. С точки зрения соционики это неприемлемо, поскольку калечит и уродует как жизнь этих людей, так и задерживает нормальный ход развития общества. В обществе национальных типов, и вообще в коллективе, организованном рациональными людьми, где предопределен и регламентирован каждый шаг, иррациональному человеку приходится очень трудно . Но и рациональный человек, попав в непредсказуемую иррациональную среду, теряется от неожиданных, внезапно возникающих ситуаций. Наверное природа, соединяя в человеке две ведущие функции - рациональную и иррациональную - стремилась избежать крайностей: жесткого планирования и полного хаоса.

3. Анатолий Шиян "Сферы применения Социальных Технологий. Личность"

Иррациональные типы воспринимают информацию, относящуюся ко всему иерархическому уровню как целому, поэтому они очень хорошо отдают себе отчет, чего они хотят, для чего они действуют, и, собственно, как, каким образом нужно действовать, чтобы достичь интересующей их цели. Таким образом иррациональный тип (в отличие от рационального!) всегда четко представляет себе результаты своих непосредственных действий, так как он "видит" не только тот объект, "над которым он творит", но и все остальные такие объекты - одновременно. Поэтому можно сказать, что иррациональный тип действует, чтобы выйти из какого-либо состояния, - имеется в виду его психическое, душевное состояние. Иными словами, иррациональные типы вначале внутренне раскачиваются, собирая - накапливая необходимую им для адекватного решения информацию, и уж потом совершают действия. Кстати, поскольку время, необходимое на такое "сканирование" всего иерархического уровня как целого иногда бывает довольно значительно, то иррациональные типы много поступков совершают "по привычке", просто по сложившимся установкам, чтобы "не терять времени" (более подробно временные аспекты функционирования типов рассмотрены в главе 3).

Иррациональные типы часто кажутся более импульсивными, более непредсказуемыми, чем рациональные. В отличие от рационального типа, причины, побуждающие к действиям иррациональный тип личности, не всегда обладают такой степенью ясности. Действительно, описание всего иерархического уровня как целого уже само по себе не является столь однозначным и четко определенным, как описание конкретных, этот уровень составляющих объектов (или же свойств таких объектов). Вследствие этого, поведение иррационального типа и представляется более непредсказуемым, чем рационального. Наконец, поскольку иррациональный тип программируется компонентами информации, характеризующими весь уровень как целое, то вполне возможны ситуации, когда в ближайшей окрестности, "непосредственно рядом", и сами конкретные объекты, составляющие рассматриваемый иерархический уровень, и свойства таких объектов, остаются без изменений (иными словами - иррациональный тип "заметил" что-то вне своего ближайшего окружения), - но иррациональный тип тем не менее приступает к деятельности - творчеству. Тогда такие его поступки кажутся импульсивными и совершенно непредсказуемыми...

Можно сказать, что иррациональные типы "программируются" общими идеями, ценностями, качествами, тогда как рациональные - "конкретными словами".

Действительно, рациональный тип, программируясь отдельными либо конкретными объектами (их процессами или состояниями), либо взаимоотношениями между конкретными объектами (процессами или состояниями таких взаимоотношений), всегда в состоянии прямо указать, назвать те причины, которые побудили его к рассматриваемому поступку или действию. И такие причины являются наглядными и недвусмысленными, и их всегда можно охарактеризовать понятным всем и каждому образом.

Рациональный тип отождествляет себя с соответствующими конкретными объектами или со взаимодействиями между ними, тогда как иррациональный тип - со всем иерархическим уровнем в целом (точнее - либо его границей, либо с его топологией).

Рациональный тип программируется или конкретными объектами, составляющими данный иерархический уровень, или же конкретными взаимоотношениями между конкретными объектами. Рациональный тип воспринимает себя всегда как уникальность, как исключительность - в отличие от иррационального, который всегда воспринимает себя как часть некоего целого, воспринимает себя как пример реализации некоей общности всех людей. При этом рациональный тип всего иерархического уровня "не замечает", - вследствие чего его "поле зрения" сужено лишь только на то, что он "непосредственно сейчас" видит. Поэтому рациональный тип реагирует непосредственно и сразу на изменение ближней ситуации. Но, поскольку творческая функция рационального типа иррациональна - то есть относится ко всему иерархическому уровню как целому, то приходят они в психическое, душевное состояние спустя некоторое время после своих действий (как правило - после подробного их анализа).

Можно сказать, что происходит это по той причине, что рациональный тип для того, чтобы оценить правильность и верность своих действий, должен обязательно проделать "перевод" результатов своей иррациональной деятельности в термины рациональных компонент информации! Поэтому рациональный тип стремится еще перед началом деятельности продумать "все возможные варианты развития событий" - и при реализации своей творческой функции строго придерживаться разработанных им (или - данных ему) инструкций. А результаты своей деятельности - он должен сравнить с тем, что он ожидал: и если совпадает - то рациональный тип приходит в хорошее настроение, а если нет...

Схематически это изображено на Рис. 1 (иррациональные типы) и на Рис. 2 (рациональные типы). На этих рисунках отражено то обстоятельство, что с информационной точки зрения иррациональные типы выступают как объекты, производящие сжатие информации, тогда как рациональные типы - как объекты, производящие расширение информации. Именно поэтому рациональным типам и необходим "блок редукции от общего к частному" - чтобы суметь выразить "общее посредством конкретного".

Для практики тестирования сказанное выше можно суммировать следующим образом:

  • Для иррационального типа действие (а чаще всего при тестировании мы отмечаем именно действие: движения, поступки и эмоции и т.п.) всегда следствие какого-то его душевного состояния. Кратко: иррациональный тип действует, чтобы выйти из какого-то своего душевного состояния.
  • Рациональный же тип действует, чтобы войти в какое-то душевное состояние.
  • Иррациональный тип реагирует на эмоции и поступки других людей не сразу, - ему надо первоначально войти в какое-то душевное состояние.
  • Рациональный тип реагирует на эмоцию - эмоцией, на поступок - поступком, сразу и без "раскачки".

Вследствие вышесказанного, различия между иррациональным и рациональным типами проявляется также и в их отношении к своим поступкам:

  • Иррациональный тип не анализирует своих прошлых поступков, эмоций и действий: он "всегда" думает о своей деятельности в будущем.
  • Рациональный тип все свои поступки, эмоции и действия всегда тщательно обдумывает, анализирует и обсуждает, - можно сказать, что он "всегда" думает о своей деятельности в прошлом.

Можно сказать, что иррациональный тип, однажды сделав выводы - в дальнейшем уже (как правило, конечно!) не возвращается к анализу ситуации (действительно: конкретные решения - это просто проверка и усовершенствование его собственной "модели мира" - а именно она и только она (но совсем не конкретные поступки!) и имеет ценность!). Тогда как рациональный тип - постоянно занят обдумыванием, сравнением и анализом всех своих предыдущих ситуаций, действий и поступков: ведь он опирается на эту "конкретику" всю свою оставшуюся жизнь!

В общении же в людьми картина прямо противоположна! Иррациональный тип общение воспринимает как сбор необходимой информации - и поэтому общение начинает "без раскачки", непосредственно и сразу, без всяких предварительных "установок". Во время контактов - люди изучаются, анализируются (точнее - анализируется получаемая от них информация), - и лишь после этого появляются "установки" и "чувства" к этим людям, появляется "отношение" к ним. Поэтому иррациональный тип завязывает отношения с людьми легко и быстро - но эти отношения еще мало что говорят о силе его чувств к этим людям.

Рациональный же тип должен всегда получить какую-либо "установку", предваряющую начало его коммуникации с каким-либо человеком. Действительно, новый объект может быть привлечен к реализации творческой функции на уровне всего иерархического уровня лишь как целое - но для этого необходимо определить, его место в этого рода (на уровне всего иерархического уровня!) деятельности, - и "ориентирующая" информация здесь совершенно необходима. Собственно, рациональный тип всегда нуждается в помощи по осмыслению своих действий (что отмечено стрелками "обратной связи" на Рис.2). К тому же, для рационального типа важен ответ на вопрос о том, сможет ли он использовать свое общение с данным коммуникантом для реализации своей творческой функции - функции, результатов деятельности которой он сразу не понимает! - и "внешняя ориентировка" может существенно уменьшить время, необходимое для "узнавания". Отметим, что вследствие этого рациональный тип а) может пасть жертвой обманной установки - характеристики какого-то человека (данной ему либо случайно, либо - даже по злому умыслу), и б) рациональный тип долго держится за свои "заблуждения" насчет своих коммуникантов, и с большими потерями времени меняет их.

Все сказанное выше в последних абзацах относится не только к общению с людьми:

  • Иррациональный тип легко завязывает контакты с объектами окружающего мира (в том числе - с фирмами, объединениями людей, партиями и т.п.) и столь же легко и "рационально" (то есть - без сожаления) меняет эти объекты, если они перестали соответствовать его потребностям.
  • Рациональный тип нуждается в выработке "установки" для контакта с каким-либо объектом Реальности, - эту установку ему должен предоставить либо кто-то другой, либо он ее сам достаточно длительное время вырабатывает, - и лишь после этого данный коммуникативный контакт можно считать "состоявшимся". Объекты своей коммуникации рациональный тип меняет с большим трудом и лишь после "долгих колебаний".

Наконец, - еще несколько замечаний относительно маркеров иррациональность - рациональность в проявлении у конкретного человека.

  • У рационального типа движения более угловатые, чем у иррационального. Можно сказать, что, поскольку рациональный тип стремится все свести к определенным объектам, которые он непосредственно видит (видел) перед собой, то в процессе становления двигательных навыков он вырабатывает двигательные автоматизмы, направленные на решение конкретно встречавшихся ему проблем, - вследствие этого багаж его двигательных автоматизмов более специализирован и поэтому более беден, чем у иррационального типа. А двигательное автоматизмы иррационального типа рассчитаны на использование в общих ситуациях, поэтому они более вариабельны (интересно, что иррациональный тип, как правило, в состоянии самостоятельно проконтролировать свои двигательные навыки и сравнить их с неким "эталоном", который они либо видели, либо себе представляют, а также правильно определить направление дальнейшей тренировки нужного ему автоматизма).

Человек любит обсуждать - и спокойно относится к несогласию со своим мнением - по своей программной функции. Что же относится к творческой функции - то тут уж наблюдается нетерпимость к "критике" своих действий, к реализации своей программы.

Рациональный тип все свое творчество интерпретирует в терминах своей программной функции, и успех в таком сведении определяется наличием и богатством у него блока преобразований одной (творческой) компоненты информации в другую (программную) - см. Рис.2. Такие "блоки преобразований иррациональных компонент информации в рациональные" - нормативны, и они являют собой тот социальный феномен, который мы называем наукой и культурой, и формируются они в процессе обучения (точнее - "научения", когда недостающие блоки формируются под влиянием "авторитета"). Поэтому для рациональных типов процесс обучения часто оказывается критичным для их профессиональной деятельности и, как следствие, для их последующей жизни (иррациональные типы в этом отношении более пластичны, и часто могут обучиться новой профессии - сами).

Для иррационального типа ситуация менее остра по той причине, что он, в отличие от рационального, всегда понимает суть и смысл творимого им!

Поскольку человек склонен обсуждать именно свою программную функцию, то:

  • иррациональные типы много обсуждают иррациональные компоненты информации, - чаще всего (на уровне социума) о том, кто и как действует, какие симпатии к кто и к кому проявляет (или наоборот - не проявляет), об эмоциях и о собственных логических выводах (оп поводу всего иерархического уровня);
  • рациональные типы ведут нескончаемые разговоры по рациональных компонентах информации - об объектах, самочувствии, погоде, о том, кто и в каком темпе работает, какие у кого способности и как они развиваются.

Необходимо отметить, что в этом плане рациональному типу те "разговоры", что ведут между собой иррациональные типы, кажутся совершенно "пустыми", простой болтовней, не несущей совершенно никакого смысла. Совершенно аналогично иррациональный тип воспринимает разговоры между рациональными типами. (В этом нет ничего удивительного: ведь каждый человек ведет разговор лишь только для того, чтобы получить недостающую ему для принятия решения - и информацию иной рациональности он - просто "не понимает"!).

Можно привести такое образное описание:

Реальность напоминает мозаичную картину, а управление - заключается в достройке, в собирании такой (новой) мозаики. Тогда:

  • иррациональный тип, видя всю картину в целом, творит-создает необходимые для ее построения "камешки" (см. Рис. 1),
  • а рациональный тип из таких мозаичных камешков собирает картину: он видит камешки, но саму картину - то есть творимый им образ - не видит (см. Рис. 2).

4. Аушра Аугустинавичюте "Дуальная природа человека"

По нашим данным оно определяется расположением полушарий. Одно полушарие человека воспринимает и обрабатывает информацию, получаемую при наблюдении за статичными объектами, объектами в состоянии покоя, другое - при наблюдении за объектами, находящимися в динамике, т.е. движущимися объектами. Поэтому одно полушарие можно назвать статичным, другое - динамичным. Это нетрудно проверить каждому, закрывая то один, то другой глаз. Когда человек за рулем или просто так через окно машины наблюдает за бегущими домами, у него гораздо более интенсивно работает динамичный глаз. Когда машина остановится, работает другой - статичный. Когда на что-то движущееся смотрим статичным глазом, начинает немного рябить и можно даже почувствовать небольшое головокружение. Это можно заметить и когда смотрим телевизор.

Так как статичное и динамичное полушарие у шизотимов и циклотимов расположены по-другому, у циклотимов за объектом в статике наблюдает левый глаз /правое полушарие/, за объектом в динамике - правый глаз /левое полушарие/. У шизотимов - наоборот.

Если информацию про динамику принимает левое полушарие, собственной динамикой индивида тоже управляет левое. Поэтому последовательными правшами, по нашим наблюдениям и опросам, являются только циклотимы. Шизотимы по своей природе левши, хотя около 50% из них про это совершенно ничего не знают.

Шизотима от циклотима в какой-то мере можно отличить по сложению и особенно движениям. Шизотимам, если даже они набирают лишний вес, присуща какая-то сухопарость. Цилотимам и тогда, когда они худые, - мягкость и закругленность линий. Особенно мягкость линий лица. Что касается движений, то они у шизотимов фиксированные, причем у каждого типа ИМ разные. От угловатых и прыгучих до как бы скользящих. У шизотима экстраверта /динамики/ походка угловатая. У шизотима интроверта /статики/ угловатость пропадает, появляются элементы скольжения, но держатся они тоже очень прямо и с достоинством. Однако, в "скольжении", о котором говорим, чувствуется скованность, оно негибкое. У циклотима движения мягкие, всегда более или менее импульсивные. Что касается элемента импульсивности, то его больше у циклотимов экстравертов, которые являются статиками, чем у интровертов, являющихся динамиками. И в мимике, и в движениях.

Вот что по поводу походки шизотимов пишет П.Б.Ганушкин на стр.143 своих "Избранных трудов" /М.,1964/ : "Обыкновенно они обращают на себя внимание тугоподвижностью и угловатостью движений, отсутствием плавных и постепенных переходов между ними, причем у одних, кроме того, бросается в глаза манерность и вычурность, у других - стремление к стилизации, и,наконец, у третьих

- просто крайнее однообразие и скудность движений. Есть шизоиды, никогда не бывшие на военной службе, но поражающие своей почти военной выправкой, эта выправка у них доходит до того, что они кажутся деревянными. Особенно много своеобразия в их походке : одни ходят, не сгибая колен, другие - как бы подпрыгивая, третьи волочат ноги при ходьбе и т.п.".

Правда, автор здесь пишет про шизоидов, т.е. шизотимов с фиксированным поведением, но сколько мы ни наблюдали за совершенно здоровыми людьми - все это подходит и для них. А то, что они кажутся "деревянными" или "волочащими ноги", определяется исключительно их типом личности. Самый "деревянный" по-нашему - логикосенсорный экстраверт, наиболее "волочащий ноги" - противоположный ему - логико-сенсорный интроверт. Самый "прыгучий" - логикоинтуитивный экстраверт. Эти отличия в походке более заметны у мужчин, чем у женщин.

То же самое можно сказать про эмоции: эмоции циклотима гораздо более импульсивны, менее управляемы, чем эмоции шизотима.

Почему циклотимы кажутся импульсивными, а Г.К.Юнгом назывались даже иррациональными? Потому, что их движения, поступки и эмоции всегда следствие каких-то чувств, какого-то духовного состояния. Ответ на появившиеся чувства комфорта, дискомфорта, спокойствия или неуверенности. Циклотимы прежде внутренне раскачиваются и лишь после этого реагируют на ситуацию эмоцией или поступком. На эмоции и поступки окружающих они реагируют не сразу. Точнее - реагируют не на их поступки и эмоции, а на вызываемые этими поступками чувства. Поэтому их реакции как бы замедленные, плавные, очень приспособленные к ситуации, но заранее не обдуманные, "творческие". Много поступков просто "по привычке", по сложившимся установкам. Шизотимы реагируют на эмоцию эмоцией, на поступок поступком не раскачиваясь, сразу. Реагируют очень разумно, обдуманно, на основе всего имеющегося опыта. Поэтому кажутся более строгими, решительными, "рациональными", их движения более быстрые и угловатые, эмоции более резкие и холодные. Чувство для шизотима - следствие поступка, а не его причина: после правильного поступка или эмоции самочувствие улучшается, является хорошим, после неправильного оно ухудшается. Поэтому как поступки,так и формы проявления эмоций тщательно изучаются и обдумываются. Если почувствовали себя плохо, думают, что было сделано не так, копаются в прошлом, чтобы иметь опыт на будущее. Когда циклотимы чувствуют себя плохо, они думают не о прошлом, а о будущем: что следует сделать, чтобы изменить самочувствие.

У циклотимов поступки импульсивны, являются ни чем иным как только приспособлением к реальной ситуации своими собственными чувствами. Можно сказать, что циклотим действует, когда ему нужно выйти из какой-то ситуации, какого-то состояния, а шизотим - наоборот, когда нужно создать какое-то состояние, какое-то самочувствие. Например, циклотим готовит еду, чтобы покончить с неприятным чувством голода, а шизотим - чтобы в результате своей активности получить приятное ощущение сытости. Циклотим ест потому, что вкусно, шизотим - даже когда он гурман - чтобы быть сытым. Интересно, что чувство голода на настроениях циклотима отражается гораздо сильнее, чем на настроениях шизотима: голодный шизотим может дольше спокойно ждать, чем циклотим.

А вот в контактах с субъектами и объектами все происходит наоборот. Как циклотим не может действовать, пока его не охватило какое-либо чувство, так шизотим не может общаться с человеком, пока не сложилась какая-то установка, пока он к нему не испытывает каких-то чувств. Без такой установки или созревших чувств он не может купить даже самого простого обиходного предмета. Происходит та же самая "раскачка". Циклотимы общение начинают без "раскачки", т.е. без установок, с непосредственных контактов, во время которых люди и их качества тщательно изучаются. Только после этого появляются установки и чувства, определяется отношение. Поэтому, хотя контакты с людьми циклотим завязывает быстро, они ничего не говорят о чувствах к ним. Как шизотим легко, "рационально" меняет свои поступки и формы проявления эмоций, если они оказываются недостаточно разумными, так циклотим "рационально" меняет людей, с которыми он общается, если своими качествами они не соответствуют его потребностям. То же самое относится к предметам обихода и другим объектам.

5. Р.К. Седых "Информационный психоанализ"

Спонтаники и планомерики

Ю. иррациональные - рациональные;
А. циклотимы - шизотимы.)

К. Г. Юнг: "Объективно происходящее закономерно и случайно. Поскольку оно закономерно, оно доступно разуму, поскольку оно случайно, оно разуму недоступно". Можно сказать и иначе: мы называем случайным то, что разуму (пока или вообще) недоступно.

Часть явлений внутреннего и окружающего мира можно изучать, предсказывать, развивая и тренируя свой разум, вторую, не менее обширную часть, мы никак не сможем предсказать и использовать, основываясь на наших выводах, потому что в этой своей части он непредсказуем. В частности, физика вследствие этого вынуждена во многих случаях отказываться от строгого детерминизма и вводить в свой арсенал аппарат теории вероятностей и многие другие методы, которые верны лишь статистически. В отдельных и немногочисленных событиях эти теории не дают гарантии точности.

Каждому человеку приходится сталкиваться в своей жизни со случайным и закономерным. Здесь возможны два пути. Первый - это всемерно тренировать свою способность последовательно мыслить, внимательно изучая закономерности окружающей жизни. Понятно, что этот путь предполагает появление сознательных людей, имеющих рассудочный подход к действительности, умеющих отвлекаться от случайного, уникального и неповторимого в окружающем. Результатом такого подхода будут нормативная логика (вообще всякие правила, с минимумом исключений), продуманная же этика, стремящаяся к совершенству и не терпящая случайного. Что же должно произойти с умением воспринимать случайное у людей, "выбравших" первый путь? Естественно, раз основное внимание уделяется тому, что закономерно, то все неповторимое многообразие явлений несколько подавляется и затушевывается. Восприятие дает им и ту, и другую компоненты, но первая сознанием подвергается пристальному изучению, а вторая, как мешающая, не замечается.

Второй путь противоположен первому. Восприятие при этом вовсе не подавлено, а наоборот, стремится быть наиболее целостным. Более того, всяческие планомерные рассуждения выполняют служебную по отношению к восприятию роль и подавляются, если сильно ему мешают. Для второго пути характерно стремление учесть и рассмотреть ситуацию целостно. Но людям, его "избравшим", не хватает последовательности. Они следуют изменчивой жизни, а не каким-то своим суждениям, которые приходится отбрасывать, если они не соответствуют тому, что реально происходит.

Оба эти пути до известной степени исключают друг друга (одномоментно они уж точно неосуществимы). По своим результатам они равноценны, насколько вообще можно говорить о сравнении. Для психики каждого отдельного человека становится наиболее характерен один из них. Таким образом происходит дифференциация психики, возникают две установки. Мы будем называть соответствующие этим установкам типы спонтаниками и планомериками. Теперь можно дать и их полное определение.

Планомериком в соционике называют тип, который ставит рассудочность и последовательность (в симпатиях, логике, действиях" и эмоциях) выше следования за тем, что воспринимается во внешнем мире непосредственно (внешность объектов, сенсорные ощущения, интуитивные предположения и предчувствия). Подобная установка требует, чтобы человек сознательно обуздывал силу своего восприятия и не шел за ней, а последовательно претворял в жизнь то, что заранее спланировал (Подавленное восприятие у таких людей играет время от времени с ними злые шутки.).

Спонтаником называется тип, который ставит силу и глубину восприятия реальной жизни выше своих рассуждений и жесткой последовательности в выполнении своих планов. С его точки зрения, всю полноту жизни не загнать ни в одну интеллектуальную или моральную формулу, да и незачем это делать. Важно уметь вовремя увидеть и понять. Поэтому спонтаники более эмпиричны и непоследовательны. Сила их восприятия (ощущения и предчувствия) ничем не обуздывается. Логика и этика следуют как ответ на ситуацию, на комплекс ощущений и предчувствий, а отнюдь не ценны умением гнуть свою линию, как у планомериков.

Уже из определений вырисовывается два типа характеров, отвечающих этой паре признаков. Планомерик представляется педантом, который не позволяет своему вниманию сверх меры распыляться. Он последовательно проводит в мир свои идеи, не внося в них изменений, пока в результате детального анализа не решит это сделать (или пока его подсознательное восприятие его не обманет). То же касается и его чувств и эмоций. Все они по возможности от ума и привычки быть последовательным. Эмоции и симпатии планомериков более четкие и более жесткие.

Спонтаник представляется человеком более непредсказуемым и стремящимся к разнообразию восприятия. Он более мягок и податлив, ему часто хватает того, что ему показывают, а о том, чтобы долго доказывать, он и не думает. Если жизнь планомерика - это торжество последовательности, то жизнь противоположного типа в идеале - праздник непринужденности и свободы. Жизнь иногда ставит человека в ситуацию, когда следовало бы поступать так, как это свойственно людям, принадлежащим к противоположному типу. Тут-то и скрыты серьезные неприятности. Это хуже получается, больно бьет по самооценке и приводит в тяжелых случаях к сознательной борьбе со своей сильной установкой. Психика же, не деформировавшись до основания, не приемлет изменений такой глубины. Единственное, что может получить планомерик, по какой-то причине пожелавший следовать всей полноте жизни и проявивший в этом (не своем) деле неуместную последовательность, это невроз. То же относится и к спонтанику, пожелавшему сменить тип.

Люди, сталкивающиеся с тестами на определение типа, часто вместо того, что есть у них на самом деле, выбирают то, чего им не хватает. Но ведь принадлежать и к той, и к другой группе одинаково хорошо (и равной степени плохо)! В общем случае, ни то, ни другое не дает ни выигрыша, ни проигрыша. Доказательством могут служить некоторые простые черты, которые и перечислены ниже.

1. На поступки и эмоции других планомерик реагирует тут же, не "раскачиваясь". Эта реакция обдумана, обусловлена всем наличным опытом. Она выглядит не обязательно быстрой, но почти всегда очень разумной, решительной, "холодной" и четкой (поэтому у последователей Юнга на его родине этот тип называют также "решительным" или "решающим").

Движения, действия, эмоции, симпатии и антипатии, суждения спонтаника - следствие его самочувствия или предчувствия. Прежде чем начать выполнять работу или проявлять эмоции (например, петь для публики), он всегда внутренне "раскачивается", ищет образ, который попытается передать.

2. Самоощущение для планомерика - следствие поступка или настроения, поэтому как поступки, так и проявления эмоций обдумываются по возможности тщательно.

Самоощущение для спонтаника - причина, а не следствие поступка, поступки и эмоции заранее не обдумываются, они, как правило, несколько "спонтанны", потому что реагируют люди этого типа не на сами поступки, эмоции, проявления симпатии или уважения, а на вызываемые ими у себя ощущения или ассоциации. По крайней мере, они сознательно стараются так поступать.

3. Планомерик рассматривает ту или иную функцию объекта и решает, каким должен быть объект исходя из этой функции ("Что-то в комнате пыльно... не изобрести ли нам пылесос?").

Спонтаник рассматривает объект и предполагает, как и для чего его можно использовать ("О, пылесос! Интересно, а что он еще может делать кроме выполнения своей основной функции?").

4. Планомерику естественней быть пунктуальным и систематичным, события и дела планировать заранее и к ним готовиться. Он стремится дела вести так, чтобы не пришлось их доделывать в последнюю минуту.

Спонтанику естественно быть безмятежным, удачливым, свободным от обязательств для того, чтобы максимально использовать то, что предлагает изменчивый случай. Дела нередко улаживаются в последнюю минуту.

5. Свои планы планомерик обыкновенно стремится воплотить в жизнь, отступать от них не любит. Ему неприятно, не закончив одного дела, хвататься за другое, пусть даже неотложное.

Если поинтересоваться планами спонтаника (хотя бы на завтра), то можно услышать много интересного (раз в пять больше, чем человек способен сделать за день) или не услышать вообще ничего. Может без особых переживаний бросить одно дело и взяться за другое - важное или интересное.

Естественно, что различаются и социальные роли, которые выполняют типы в обществе. Планомерики незаменимы для сложных методичных и систематических работ и расчетов, при проверке такого сорта работы других людей. Лучшие диспетчеры, к примеру, всегда планомерики.

В том, что касается формы, устройства и характера объектов, планомерики далеко не так уверены в себе. Это же касается таких сторон жизни, как кулинария, моделирование одежды, прогнозирование и долгосрочное планирование. Отношения со временем, с самочувствием, с конструкциями и внешностью таковы, что здесь для планомерика важно не столько техническое знание, сколько фантазия и возможность свободного творчества. Поэтому к этому типу принадлежали почти все оригинальные модельеры, художники, конструкторы, которые создавали совершенно новые изобретения в своих областях. Стоит назвать такие имена, как Сальвадор Дали (художник), Роберто Бартини (изобретатель и конструктор).

Спонтаники обладают талантами другого рода. К ним относятся наиболее оригинально и новаторски мыслящие ученые (А. Эйнштейн, 3. Фрейд), создатели новых этических систем (Ж. Ж. Руссо и Б. Рассел), нетрадиционные в эмоциональном смысле поэты (С. Есенин, В. Высоцкий) и т. д.

Но это только наиболее известные и яркие примеры. В перечисленных вопросах все спонтаники оригинальны независимо от их образования, пола, интеллекта и материального достатка. Зато в том, что касается внешности объектов, эстетики, интересного и полезного использования времени и ощущений, они могут при благоприятных условиях становится неутомимыми исследователями, стремящимися к совершенству. Среди спонтаников (и одновременно конкретиков) лучшие врачи (традиционных и хорошо изученных направлений), критичные воспитатели(спонтаники-абстрактики) и наиболее предприимчивые бизнесмены (опять-таки конкретики).

6. О.Б. Слинько "Ключ к сердцу - соционика"

Рациональные люди обычно заранее продумывают линию поведения, настраиваются на выполнение каких-то действий и стараются проделать всё, как задумали. В случае, если ситуация неожиданно меняется, рациональному трудно быстро перестроиться, он действует "по инерции" и из-за этого может в чём-то проиграть. Иррациональный, наоборот, очень легко подстраивается под ситуацию, гибко меняет своё поведение, действует импульсивно, часто непоследовательно. Это о таких людях говорят: у них "семь пятниц на неделе"... По А. Аугустинавичюте, рациональный рассматривает, прежде всего, функцию, предназначения какого-либо объекта и, исходя из этого,"додумывает", каким должен быть сам объект. Иррациональный, наоборот, воспринимает в первую очередь свойства объекта, его форму и устройство, и затем решает, как этот объект можно использовать. Например, иррациональный может сказать: "Как не любить этого человека, он так умён ..." В данном случае качества человека определяют отношения к нему.

7. Ирина Долина "Кто вы? Рационал или иррационал?"

В жизни мы часто получаем либо похвалу за трезвый рационализм, либо упреки за излишнюю рациональность. Что же это за качество личности и чем оно отличается от своей противоположности - иррациональности? Эти врожденные различия между людьми напрямую связаны с функциями полушарий головного мозга. У рационала за неподвижным объектом наблюдает правый глаз (левое полушарие), за движущимся - левый (правое полушарие). У иррационала - наоборот. Эти два противоположных типа можно различить уже по внешним признакам. Рационалы имеют угловатую фигуру, даижения их лишены плавности, но всегда направлены и механичны. Тело зажато во многих местах, плохо изгибается (мануальным терапевтам приходится над ним потрудиться). Рационал всегда в тонусе, ему трудно расслабиться, работает равномерно и по плану. У иррационалов фигура имеет плавные линии, осанка как бы "отпущенная". Движения грациозны, без резких остановок. Тело гибкое, незафиксированное, пластическое. Характерное состояние иррационала - расслабленность. Ему требуется усилие, чтобы напрячься, работа идет "волнообразно", без графика.
Рационалы способны долго удерживать какое - либо состояние - как положительные, так и отрицательные эмоции. Они эмоционально стабильны, предсказуемы. Мало зависят от своих внутренних биоритмов. Для изменения настроения им требуется "веская" внешняя причина. В принципе, рационал способен в достаточной мере управлять своим состоянием: например, заставить себя выполнить работу, несмотря на плохое физическое и эмоциональное самочувствие.
Иррационалы отличаются изменчивостью состояния - их настроение может меняться по нескольку раз в день без видимых причин. Оно
тесно связано с внутренними биоритмами. Поэтому их психологические реакции для постороннего наблюдателя кажутся немотивированными.
Управление своим состоянием - проблема для иррационала. Он вынужден дожидаться эмоционального подъема, чтобы наверстать упущенное на спаде. От этого страдает и качество работы, и график.
Мыслительный процесс у рассматриваемых нами категорий личностей также организован по противоположному способу. Рационалы - это рассуждающие типы. Они последовательны, четко излагают мысль, но часто невосприимчивы к альтернативным суждениям. Для "внутреннего диалога" рационалы используют зрительные представления (понять что - либо для них означает - представить зрительно на "внутреннем экране"). Во внешнем общении особую роль играет слух и речь.
Иррационалы - это воспринимающие типы. Они принимают мир как нечто целое, не упуская из внимания факты и объекты, которые не связаны причинно-следственными отношениями.
В разговоре, отвлекаясь на ассоциации, обычно теряют нить рассуждений. Для иррационалов
характерна "внутренняя речь" - с ее помощью они пытаются разобраться в проблеме. Во внешнем общении особая роль отводится зрению и жестикуляции с прикосновениями.
На социальном уровне рационалы являются как бы базой стабильности общества. Они уважают иерархию системы, не переносят обстановки хаоса. В рациональном обществе экономика носит производительный характер. В целом рационалы не склонны менять свои занятия, профессию. Карьеру делают поступательным образом.
Иррационалы позволяют себе "менять правила игры" в процессе самой "игры". Они по своей природе анархисты, отказываются от фиксированных мировоззрений. Делают экономику "коммерческой" (перемещают товары туда, где они дороже). Иррациональное производство всегда "кустарно" и мелкосерийно. Такие личности первыми подхватывают новые веяния в обществе (они же первыми отказываются от тех начинаний, когда те "приедаются").
В целом иррационалы склонны к переменам взглядов, занятий, профессий, так как надолго их интереса не хватает.
Более устойчивыми бывают отношения в браке, где оба партнера принадлежат к одному типу - рациональному или иррациональному.
Таким образом:

Рациональный тип:

- склонен к планированию и доведению дел до завершения;
- стабильно работоспособен;
- не любит менять своих решений, которые обычно хорошо продуманы;
- соблюдает дисциплину сам и требует этого от доугих;
- стремится все "разложить по полочкам", любит точность и пунктуальность.

Иррациональный тип:

- может начинать сразу много дел, не доводя их до конца;
- его работоспособность связана с изменчивым настроением;
- предпочитает не связывать себя обязательствами, часто отпускает все "на волю случая";
- любопытен, интересуется всеми новинками;
- обычно действует без подготовки, "веря в свою удачу".

В каждом из тестов подчеркните подходящие вам характеристики. По их преобладанию вы сможете отнести себя к одному из двух типов личностей.

8. В.В. Гуленко

Физический уровень

Рациональные типы отличаются от иррациональных телесной конституцией. Фигуры рационалов обычно подтянутые и угловатые, фигуры иррационален - обтекаемые и сглаженные. Осанка у первых - прямая и стройная, у вторых - опущенная, не имеющая внутреннего стержня. Рационалы - это люди, которые всегда в тонусе, постоянно готовы к работе. Чтобы расслабиться, им нужно делать немалые усилия над собой. Расслабленность - это характерное состояние иррационалов. Они делают усилия над собой с противоположной целью - чтобы напрячься и выполнить то, что необходимо. Таким образом, рационал работает равномерно, а иррационал - волнообразно. Движения рационалов - дискретные, т. е. линейные, четко отделенные друг от друга микропаузами. Иррационал движется плавно, без резких остановок. Его тело гибко, незафиксированно. В целом иррационал движется более естественно и пластично, а рационал - механистично и направленно. Тело рационала зажато во многих местах, плохо изгибается.

Психологический уровень

Рационалы отличаются эмоциональной стабильностью - способностью долго удерживать какое-либо состояние, как положительное, так и отрицательное. Это свойство позволяет легко предсказывать их эмоциональные реакции. О них можно сказать: если рационал друг - так это друг, а если враг - так это враг. Они мало зависят от своих внутренних биоритмов. Колебания настроения имеют у них практически всегда "уважительную" внешнюю причину. Своим состоянием они управляют: несмотря на отрицательное настроение, могут заставить себя с должным качеством выполнить необходимую работу или же, наоборот, несмотря на жгучее желание, отказаться от того, что их так влечет. Иррациональные типы эмоционально непостоянны, отличаются изменчивостью своего состояния: их настроение может меняться по нескольку раз в день само по себе. Поэтому их психологические реакции часто не мотивированы для постороннего наблюдателя. Иррационалы очень сильно зависят от колебаний своих биоритмов. Управление своим состоянием всегда составляет для них трудную проблему: когда они на спаде, силы покидают их и работа не выполняется. Приходится дожидаться эмоционального подъема, чтобы одним махом наверстать упущенное. Качество работы от этого, конечно же, страдает, как и ее график.

Социальный уровень

В социальном плане рационалы являются приверженцами какой-либо одной системы и не склонны нарушать правила игры, по которым они играют. Они представляют собой базу стабильности в любом обществе, так как тяготеют к дисциплине и порядку, плохо себя чувствуют в обстановке хаоса и неуправляемости. Иррационалы не бывают фанатиками, они довольно легко от-казываюся от фиксированных укладов и мировоззрений (необязательно устаревших!). Они могут позволить себе менять правила игры в ходе самой игры. По этой причине иррациональный социум - это общество неуправляемых перемен, хаотично совмещающее в себе самые противоречивые устремления. Иррационалы недисциплинированны и анархичны по своей природе, не могут долго следовать в одном направлении. Экономика рационального общества носит производящий характер, так как выпуск сложных товаров требует длительной концентрации усилий в одном направлении, а также уверенности в завтрашнем дне. Иррационалы делают экономику коммерческой, перемещающей имеющиеся товары с одного места в другое, где их цена дороже. Иррациональное производство всегда мелкосерийно и кустарно (для сложных изделий нужны стабильные связи и прогноз долговременного спроса). Иррационалы первыми подхватывают в обществе новые веяния, моды и увлечения, однако и первыми отказываются от них как от приевшихся. Без подключения рационалов на решающих этапах никакие серьезные, глубокие перемены в социальной жизни были бы невозможны. Итак, рационалы мало меняют свои занятия, увлечения и социальное положение в обществе. Но если все же переключаются, то это уже надолго. Иррационалы же, наоборот, быстро увлекаются, склонны к переменам взглядов и занятий, но надолго их интереса не хватает.

Информационный уровень

Ментальный (мыслительный) процесс у этих категорий людей организован противоположным способом. Рационалов называют рассудительными (judging) типами, потому что они склонны обстоятельно и последовательно рассуждать на какую-то одну тему. Они связно излагают свои мысли, четко строят фразы, последовательны в высказываниях. Однако они мало восприимчивы к тому, что противоречит основной линии их рассуждений. Иррациональные типы называются воспринимающими (perceiving), потому что видят мир как целостную картину. От их внимания не ускользают факты или наблюдения, которые не связаны между собой какой-либо рациональной причинно-следственной связью, а просто проявляются одновременно и неразрывно. Но иррационалам трудно долго рассуждать, анализируя одну и ту же тему: отвлекаясь на свои ассоциации, они теряют первоначальную нить рассуждений. Рационалы общаются с другими людьми посредством речи и слуха, а с собой - через зрительные представления. Речь человека всегда дискретна (прерывна): фраза делится на предложения, предложения - на отдельные слова. Рационалы все обсуждают вербально, просто увидеть для них недостаточно. Но во внутренних размышлениях они мало пользуются речью. Понять что-либо для рационалов - это представить зрительно на своем внутреннем экране. Для иррационалов очень характерна внутренняя речь, которой они пользуются для того, чтобы понять проблему. Во внешней коммуникации слова отходят на второй план: сформулировать свою мысль развернутыми фразами им трудно. Зато хорошо работают невербальные средства, особенно зрение. Иррационалы эффективно общаются между собой, демонстрируя и наблюдая, прикасаясь и отвечая на прикосновения.

Даже глядя на фотографию, можно представить себе, как движется человек. Движения рационального - более четкие, фиксированные, как бы настороженные, угловатые. Походка нередко бывает с какими- то особенностями - подпрыгивающая, скользящая, с подволакиванием и т.д. Движения иррационального - плавные, мягкие, импульсивные - более свободны от централизованного контроля.

Со стороны ведущего глаза выше посажена бровь, более четко прорисована мимика, соответственно - складки четче, мышцы накачаннее. Осмелюсь, к примеру, предположить, что у девушек, которые тебе нравятся, ямочка, что в уголках губ, сильнее выражена слева. И вся половина более вытянутая. С другой стороны (в буквальном смысле:) череп более округлый, потому что из него мозги аж прям выпирают. :) Динамика: Амплитуда мимики со стороны ведущего глаза выше. Провь, например, более подвижна.

> Я знаю что логик от этика отличается тем, что у этика зрачок по центру, а у логика немного выше, как бы чуть прикрыт веком, но про то что ты говоришь еще не слышал. Интересно. Никогда не слышал про это. По моей модели все просто: этик горячий, логик

Иррациональность - это параллельность восприятия всей картины, формирующая целостное представление о ней. Иными слова- ми, равномерность и одновременность отражения в психике все- го, что воздействует на органы чувств человека. Рациональность - это восприятие внешней картины часть за частью в определенной закрепленной последовательности, форми- рующее расчлененное (дискретное) представление о ней. Прием совокупности воздействующих на органы чувств сигналов осуществляется разновременно, разделяясь микропаузами. А теперь на примере. Можете ли вы долго слушать лекцию (беседу, обсуждение и т.п.) на одну тему не отвлекаясь? Зави сит от того, насколько она интересна, - скажите вы. Предполо жим, что очень интересная. Вспомните несколько случаев и сделайте выводы. Рационалы могут концентрировать внимание на чем-то одном в течение длительного времени, если оно дискретно построено. Лекция, как и вообще речевое общение, - это последователь ность отдельно следующих друг за другом слов и предложений с паузами между ними, т.е. рациональная форма. Поэтому восприя- тие осмысленного речевого потока рациональными типами устой- чиво и эффективно. Иррационалам долго воспринимать дискретную речь без дополнительных раздражителей зрительного или кинестетического ана- лизатора практически невозможно. Естественный для них режим восприятия - целостный. Hаходясь на лекции в информационно невыгодном по сравнению с рационалами положении, они воспол- няют эту целостность доступными им способами - переключают внимание на другой объект, отвлекаются на посторонние разго воры, рассматривают аудиторию и т.п. Дисциплину на лекционных занятиях больше всего нарушают иррациональные экстраверты. Вывод. Ментальный процесс у иррационалов построен по схеме "вижу - слышу". Рационалы воспринимают и представляют инфор- мацию по обратной схеме "слышу - вижу". Первая часть формулы указывает на входной канал, вторая - на репрезентативную сис- тему. Рационал не вызовет в голове нужную картинку, пока не произнесет внутренне словесную команду, а иррационал не смо жет нормально вести внутренний диалог, пока зрительно не представит предмет обсуждения.