Вселенная – большая пружина

 

Принцип четверичности

 

Идея четверичности не менее древняя, чем идея троичности. С чем же это связано? Попытаемся ответить на этот вопрос, и вы увидите что, все не так просто как может показаться на первый взгляд. Начнем с самого простого и очевидного. Мы живем на плоской поверхности, и чтобы сориентироваться необходимо, обозначить четыре направления или четыре стороны света. Поэтому в древности число четыре, часто связывали со сторонами света.

Вот что пишет об этом Голан А. в своей работе «Миф и символ»: «Понятие «четырех сторон света» для людей древних эпох не было выражением просто ориентирующих направлений; оно увязывалось с фантастическими представлениями о строении мироздания. По древнеегипетским мифам, у бога неба Гора было четыре сына, которые иногда именуются «столпами мира»» [1].

Такие представления были у многих народов. Обычно четыре стороны света связывались с четырьмя животными, которые  являлись хранителями сторон света.  Например, в Индии хранителями четырех сторон света, являются четыре слона. В мифологии майя, бог дождя и молнии Чак, мыслился как в единственном, так и во множественном числе. Четыре Чака связывались со сторонами света и цветовой символикой: Восток – красный, север – белый, запад – черный, юг – желтый [2].

Считается также, что Чак держит воду в четырех сосудах расставленных по четырем углам своего дома.

С четырьмя сторонами света связана и легенда о чаше Будды. «У Будды тоже есть своя чаша. Ее хотели изготовить из золота, однако учитель предпочел обладать каменной. Когда ему преподнесли четыре чаши (по числу сторон света), Будда объединил их в одну, символически вобравшую весь мир» [3].

Можно привести также пример из Библии: «И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево» (Откр 7:1).

 Такие понятия как, крест и перекресток дорог, также связаны с понятием четверичности, на это указывают, например и четыре дороги, упоминаемые в индейском эпосе Пополь – Вух: «Братья двинулись дальше, пока они не пришли на место, где соединялись четыре дороги: черная дорога, белая дорога, красная дорога и зеленая дорога. Они прекрасно знали, какая дорога ведет к  Шибальбе» [4].

Проходя испытание в мистической стране Шибальбе, эти же братья собирают букеты четырех сортов.

««Прекрасно! А какой род цветов?» - спросили Юноши обитателей Шибальбы.

«Букет красного мучита и букет белого мучита, букет желтого мучита и букет карипимака», - сказали обитатели Шибальбы»» [4].

«Число 4 связывается с крестом, древним священным символом. Традиционно крест с равными отрезками линий представляет человека. На кресте, помимо Христа, кончили свой мирской путь Темус в Сирии, Хесус друидов, Митра в Персии и Кецалькоатль в Мексике» [5].

Крест, наиболее распространенный символ четверичности вовсе не является атрибутом только христианства. «Древнейший символ – крест – встречается повсюду: на статуях острова Пасхи и рядом с мумиями египетских фараонов, на паланкинах правителей инков, каменных изваяниях аборигенов Сибири, на плаще индейского царя Монтесумы, в руках буддийских божеств, мистических героев античности, на груди ассирийских повелителей...» [3].

Доу Му, матушка ковша, ведающая в китайской мифологии жизнью и смертью, имеет четыре лица и четыре пары рук.

В Махабхарате, священной книги древних индусов, можно встретить четырехликое божество Нараяну. Связан ли он с понятием четырех сторон света или еще с чем-то?

Исследователи, связывающие понятие четверичности только со сторонами света, не замечают, что помимо четырех сторон света, всем знакомы также и другие четверичные понятия и объекты. Это и четыре времени года: весна, лето, осень и зима, и четыре периода человеческой жизни: детство, юность, зрелость и старость, да и четыре стихии, наконец.

Индуистское деление общества на четыре касты, или варны, отвечает естественным потребностям общества в определенных видах деятельности. И действительно, не секрет, что существуют группы людей, имеющих склонность к тем или иным видам деятельности. Поговорим о кастах и назначении каждой из них. Брахманы, или служители культа, - это высшая каста, в современном обществе к ней принадлежат не только священники, но и деятели науки и культуры. Вслед за ними идут кшатрии, цари и воины, а в современном обществе это управленцы и профессиональные военные. Следующая каста – это вайшьи, или купцы, в современном мире это еще и предприниматели, а также деятели социальной сферы. И, наконец, низшая каста – шудры, это слуги и ремесленники, непосредственно создающие материальные блага. И хотя система каст имеет свои изъяны, ведь склонность к определенным видам деятельности редко передается по наследству, тем не менее, она отражает присущее человеческому обществу деление основных видов деятельности на четыре вида.

Алхимики считали, что процесс получения философского камня можно разделить на четыре этапа. Каждому этапу соответствовал свой цвет.

Ведическая традиция описывает четыре вида мудрости, постигаемые Архатом (праведником, святым), и четыре пути, ведущие в нирвану.

В Индии в древности считали, что человечество в своем развитии проходит через четыре Юги или периода. Это мнение разделяли и в Древней Греции. Греки делили период существования человечества на золотой, серебряный, бронзовый и железный века.

В Библии тоже можно встретить это вездесущее число. Например, всем известная четверка коней в последней книге Нового Завета, в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 6: 1-8).  А также четыре Евангелия, четыре евангелиста, или четыре царства из книги Даниила. У того же пророка Даниила можно встретить и четверых отроков: «Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария» (Дан.1 : 6). «И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякое видение и сны» (Дан.1 : 17).

Джеймс Черчвард [6,7] например, утверждал, что древность считала, окружающий Мир продуктом деятельности Четырех Великих Первичных Сил. Эти силы изошли из Великого Творца. И все кресты и свастические знаки, которые дошли до нас из древности символизируют вовсе, не стороны света и перекрестки, а именно эти силы.

И, наконец, четыре стихии или четыре элемента. Это очень важная и обширная тема. О стихиях можно говорить долго, поэтому рассмотрим эту тему отдельно.

 

Четверичные явления в окружающем нас мире

 

Мы видим, что число четыре можно встретить в фольклорной и эзотерической литературе. Но оказывается его можно встретить и в окружающем нас мире. Возможно древние именно поэтому, придавали такое большое значение этому числу. 

Давайте же, исследуем те объекты и явления, которые в той или иной форме содержат число четыре, состоят из четырех элементов, или развиваются в четыре этапа. 

У людей четыре группы крови. Люди, живущие на земле, делятся на четыре крупные расы. Каждой расе соответствует определенный цвет кожи. Существует белая, черная, желтая и красная расы.

Насекомые в своем развитии проходят через четыре стадии: яйцо, личинка, куколка и взрослое насекомое. То же самое можно наблюдать и у земноводных. Некоторые, правда, полагают, что земноводные проходят через три стадии развития, это икринка, головастик и взрослое земноводное. Однако они не замечают еще одну стадию. Это переходная стадия между головастиком и взрослой особью. Это стадия, когда у особи, уже начинают отрастать ноги, а хвост еще не отпал. Эта стадия, соответствует стадии куколки у насекомых. Забегая вперед, обратим внимание на то, что эта третья стадия, как мы можем видеть на примере, насекомых и земноводных,  является стадией грандиозных преобразований. На этой стадии иногда происходит подготовка к смене среды обитания. Если головастик живет только в воде, то взрослая особь приобретает способность жить также и на суше.

Те же четыре этапа можно выделить и в жизни других организмов, но в случае существ организованных более сложным образом, эти стадии будут более размыты.

В дальнейшем мы увидим, что все явления в своем развитии проходят через четыре этапа, что связано с переходом энергии из одного состояния в другое. 

Оказывается, и половой акт тоже проходит через четыре стадии. Это заметил один мой киевский приятель Штейников Сергей. Первая стадия, это стадия раскачки, на которой возбуждение постепенно нарастает. Потом следует стадия стабильного возбуждения, это вторая стадия. Третья стадия, это оргазм. На этой стадии возбуждение становится максимальным, удовольствие  при этом тоже максимально, а потом, как бы надламывается. После чего наступает последняя четвертая стадия – спад активности.

Рассматривая такое сложное явление, как речь мы и тут сталкиваемся с четырьмя первоэлементами. «Первичным языком человечества, по Марру, был язык жестов, сменившийся позже звуковым языком в виде «четырех элементов» (саль, бер, йон, рош), т.е. диффузных звуковых комплексов, из которых возник словарный запас всех языков мира» [8].

Исторической правды ради вспомним, что после появления работы И. В. Сталина, посвященной вопросам языкознания, работа Николая Яковлевича Марра (1864 – 1934) была объявлена лженаучной, а ее приверженцы, подверглись гонениям.  

Мы с вами живем в четырехмерном мире, имеющем длину, ширину, высоту и развивающемся во времени.

   
Молекулу гемоглобина образуют четыре полипептидные цепи, каждая из которых обвивается вокруг атома железа (Рис.1).

Из курса физики известно, что вещество бывает в четырех агрегатных состояниях: в твердом, в жидком, в газообразном и в состоянии плазмы.

Проводя свои интересные опыты и наблюдения, чешский психолог Станислав Гроф также столкнулся с четверичным явлением. Чтобы лучше понять суть этого явления, сначала необходимо, хотя бы вкратце коснуться опытов Станислава Грофа.

Проведя клиническую работу с ЛСД и другими психоделиками, а, также используя холотропное дыхание, т.е., учащенное, контролируемое дыхание под музыку, С.Гроф, обратил внимание на то, что человек во время этих сеансов, может вспомнить процесс своего рождения, а также свою внутриутробную жизнь. Эти воспоминания сопровождались потоком образов и переживаний.

Погружаясь в мир этих переживаний человек зачастую, не только решал свои психологические проблемы, но и избавлялся от некоторых болезней.

В дальнейшем, исследователь  заметил, что образы и переживания, вызванные воспоминаниями внутриутробной жизни, несмотря на свое видимое разнообразие, подчинялись неким общим закономерностям. Т.е. не смотря на особенности индивидуального опыта отдельных пациентов, картина была в целом сходной. Он обратил внимание на то, что весь опыт, весь комплекс переживаний человека, можно разделить на четыре этапа, или четыре базовые перинатальные матрицы (БПМ) [9].

Это далеко не полный перечень объектов и явлений, содержащих в себе число четыре, их значительно больше. В каждом явлении, если приглядеться по внимательнее, можно увидеть тень Великой четверицы.

 

Вселенная и принцип четверичности

 

Где-то приблизительно в классе седьмом, я увлеклась Теорий относительности и физикой элементарных частиц. Примерно в тоже время мне попалась в руки научно популярная книжка, в которой было описано рождение из вакуума электронно-позитронной пары (позитрон это электрон, состоящий из антиматерии и имеющий положительный заряд). В этой же книге была приведена формула, описывающая энергию необходимую для образования этой пары: 



 

 

Где  m – масса электрона, с – скорость света в вакууме.

 

Тогда, в детстве, я обратила внимание на то, что скорость света в формуле в четвертой степени. И я подумала – что получится, если это уравнение решить и найти четыре корня или четыре значения скорости света? Что я и сделала:

Подпись:  ;      ;       ;        .

 

 

 

 

Далее, я попыталась дать значениям этих корней физическую интерпретацию. Итак, действительный положительный корень, это, конечно же, значение скорости света в нашем мире.  Ну, а если можно было бы полететь за светом, а потом обогнать его? Мы бы тогда догнали вчерашний свет, потом позавчерашний и т.д. Мы попали бы в другой мир, где время потекло бы вспять. Так может быть, такой  мир существует реально, и время в нем течет вспять относительно нашего мира? Тогда, действительное отрицательное значение скорости света, как раз и отражает скорость и направление течения времени в таком мир. Это гипотетический Антимир.

Итак, Мир и Антимир. Эти миры описывают два действительных корня. А какую же реальность отражают два мнимых корня? Тогда в далеком детстве, я предположила, что два действительных мира отражаются в гипотетическом Вселенском зеркале, в результате чего появляются еще два мира. Мнимый мир и мнимый антимир (Рис. 2).


Значительно позже совершенно случайно я нашла подобное изображение в книге посвященной ювелирному искусству коренных жителей Колумбии (Рис. 3). Автор книги утверждает, что это нагрудное украшение, но не поясняет, что собственно на нем изображено [10].

После знакомства с произведениями К. Кастанеды, у меня сложилось стойкое представление, что индейские цивилизации оперировали более сложными понятиями, чем принято считать. Я не думаю, что это только тотемы, прародители, родословные и что-то связанное с сельским хозяйством. Используя особые практики и наркотические средства, они могли видеть иные миры. Очень может быть, им открылось то, что я предположила, оперируя одной лишь формулой. 

В детстве у меня было много подобных идей. Я их тогда записывала в большие толстые тетради. Впоследствии большинство этих записей оказались выброшенными в помойку. Но идею о четырех мирах я вспомнила, когда стала работать над книгами «Генетический код Вселенной» и «Число семь – великая загадка древности».


Ведь Восточный циклический календарь, распространенный в Китае, Японии, Корее и др. сопредельных странах, имеет вид спирали, которая вращается вокруг 10-ти Небесных ветвей. Но ведь спираль ДНК организована таким же образом, она также вращается вокруг 10-ти стержней. Когда я соотнесла с генетическим кодом календарную спираль, я подумала, что у нее также как и у спирали ДНК должен быть свой двойник. Сопряженная спираль ДНК перевернута относительно основной, значит и сопряженная временная или календарная спираль должна быть также перевернута, относительно нашего основного времени. Иными словами, сопряженная спираль описывает время текущее вспять.

Но теоретически двойная спираль ДНК, может быть как правой, так и левой. В результате мы получим четыре спирали. Две спирали мы можем наблюдать, например, в генетическом коде, наличие же двух других, просто предполагаем (Рис.4).

Все это справедливо и для спирали временной, и для генетического кода Вселенной [13]. Если двойная спираль Генетического кода Вселенной описывает наш Мир и Антимир, то эта же спираль, отраженная в зеркале опишет мнимый Мир и мнимый Антимир.

 

Вселенная – большая пружина

 

Возьмем обычную пружину и сожмем ее (Рис. 5 а). Сжатая пружина обладает потенциальной энергией. Тоже справедливо и для поднятого маятника. Отпустим пружину. Потенциальная энергия в ней будет переходить в кинетическую.

Этот процесс закончится, когда пружина придет в такое состояние, в каком она была до сжатия (Рис. 5 б). Маятник в этом состоянии будет находиться в самой нижней точки.


Но процесс на этом не остановится. Кинетическая энергия заставит пружину и маятник совершать работу. Пружина, пройдя точку равновесия, будет расширяться дальше, а маятник будет подниматься в другую сторону.

Когда пружина будет максимально разжата, вся кинетическая энергия перейдет в потенциальную (Рис. 5 в). Если для маятника это состояние будет отличаться от самого начального, только тем, что он будет поднят в другую сторону, то для пружины ситуация будет иной. Если в начале, она была максимально сжата, то теперь она максимально разжата. Хотя и в том и в другом случае, вся энергия не кинетическая, а потенциальная. Далее, пружина опять начнет сжиматься, и энергия будет переходить из потенциальной в кинетическую (Рис. 5 г). Процесс будет продолжаться до тех пор, пока вся потенциальная энергия не перейдет в кинетическую (Рис. 5 д). Это состояние равновесия. После чего, пружина будет продолжать сжатие, при котором будет совершаться работа, и энергия будет переходить из кинетической в потенциальную, пока не сожмется полностью и все кинетическая энергия не перейдет в потенциальную (Рис. 5 е). 

Далее, все повториться снова, конечно с некоторыми потерями энергии, которые я при своих рассуждениях не учитывала. Итак,  пружина, грубо говоря, проходит через четыре этапа. Первый этап – расширение пружины из сжатого состояния, до точки равновесия. Второй этап – из точки равновесия, до состояния максимального расширения. Третий этап – сжатие пружины из состояния максимального расширения, до точки равновесия. Четвертый этап – из точки равновесия, до максимального сжатия.

Читатель может недоумевать, зачем я привела эти сведения известные всем еще со школы. А дело в том, что нашу Вселенную, с определенными оговорками, можно уподобить большой пружине. Теория большого взрыва говорит о том, что вещество нашей Вселенной сначала было сжато. Потом в какой-то момент произошел большой взрыв, в результате которого родилась наша Вселенная. С этого момента она стала расширяться, и расширяется, по сей день. Пройдя точку равновесия, и расширившись максимально, она начнет сжиматься. Сначала до точки равновесия, а потом, пройдя ее, Вселенная начнет совершать работу, и достигнет максимальной степени сжатия. Степень сжатия будет зависеть от кинетической энергии, которой Вселенная будет располагать на четвертом этапе.

Возникает вопрос, на каком этапе сейчас находится наша Вселенная? По убеждению большинства ученых она сейчас расширяется. Это вроде не вызывает сомнения. Только вот какой этап  сейчас, второй или на первый? Прошла Вселенная точку равновесия или нет?

Для ответа на этот вопрос необходимо познакомиться с таким понятием как энтропия.

 

Тепловая смерть Вселенной, энтропия и время

 

Известно, что энтропию можно определить как меру неопределенности или как меру разнообразия возможных состояний системы. Можно сказать, что энтропия служит мерой свободы системы: чем больше состояний доступно системе, тем больше энтропия.

Энтропия описывается формулой:


Где, H – энтропия, pi – вероятность i-го состояния, n – число состояний.


Для большего понимания рассмотрим пример с шахматной доской. Если она пустая, то например, ферзь может занять любую из 64-х клеток, с одинаковой вероятностью. Значит в нашем случае n = 64, а вероятность pi = 1/n. Тогда

 


Энтропия, также как и информация, измеряется в битах. В отличие от энтропии информация является мерой упорядоченности, и имеет в формуле другой знак. Она обычно отнимется от энтропии, уменьшает ее, поэтому ее еще называют негэнтропией. 

Если часть доски занято фигурами, то ферзь уже не может занять любую из 64-х клеток. Разнообразие различных состояний уменьшится, а, следовательно, и энтропия будет меньше, а информация соответственно увеличится, ведь мы теперь знаем, какие клетки заняты, а какие свободны. Если все клетки заняты фигурами, то свободы у ферзя не будет никакой, и, следовательно, энтропия будет равна нулю.

Так как информацию определяют как меру упорядоченности. А упорядоченность всегда связана с ограничением разнообразия, то иногда ее связывают с управлением. Управлять системой – значит ограничивать ее разнообразие, и знать о ней как можно больше.

Определение энтропии через логарифм принадлежит Л.Больцману. Он похоронен на центральном кладбище Вены, и на его могиле выгравирована знаменитая формула:


В формуле использовался логарифм по основанию 2. Используются также логарифмы десятичные «lg х» с основанием 10 и натуральный «ln х» c основанием е = 2,78…

Итак, мы определили энтропию статистически, но в термодинамике существует еще одно определение энтропии – через теплоту и температуру. Так энтропию определил Р. Клаузиус.


 Где, Т – температура, ∆Q – изменение теплоты, ∆S – изменение энтропии.

При подводе к телу теплоты, обязательно изменится и энтропия. При этом температура может и не меняться. Можно также заметить, что если повышение температуры не всегда свидетельствует о подводе к телу тепла, то увеличить энтропию невозможно никаким иным путем, кроме подвода теплоты – либо от другого тела, либо за счет внутренних необратимых процессов. В термодинамике энтропия обозначается буквой S.

С увеличением теплоты тела, качество энергии будет понижаться, так как увеличивается хаотическое движение молекул, и энтропия при этом увеличивается.

Все процессы в нашей Вселенной идут в сторону понижения качества энергии. И все виды энергии рано или поздно переходят в тепловую, а увеличение теплоты в любой системе всегда увеличивает ее энтропию, или иными словами ее неопределенность. При этом энтропия все время будет возрастать, пока не достигнет максимума. Это явление называется тепловой смертью Вселенной.

И, наконец, хочется задать вопрос – Что же такое время? И почему оно необратимо?

Время непосредственно связано с теми процессами, которые протекают во Вселенной, и которые непосредственно окружают нас на протяжении всей жизни. Да и сама жизнь это процесс. Но почему же, процессы протекают? Да все потому, что необратимо меняется состояние энергии, или вернее ее качество. Мы живем в энергетически необратимой Вселенной. В этом легко убедиться, если заснять на кинопленку взрыв гранаты, а потом прокрутить эту пленку в обратную сторону. Всем сразу станет понятно, что в нашем мире осколки гранаты сами по себе, никогда не соберутся в целую гранату. Это происходит потому, что в нашей Вселенной все процессы идут с увеличением энтропии. Иными словами если не прилагать определенных усилий, хаос в мире будет нарастать.

Итак, если бы энергетическое состояние Вселенной не изменялось, и энтропия оставалась бы постоянной, то и времени бы не было, оно бы не текло! Течение времени – это изменение энтропии Вселенной.

В разделе, посвященном соционике, мы рассматривали соционические функции, и в частности такие функции как интуиция возможности и интуиция времени. Теперь мы можем сказать, что при помощи интуиции возможностей человек получает информацию о состоянии энтропии в окружающем мире, а при помощи интуиции времени оценивается разность энтропий, или иными словами изменение энтропии, ее динамику.

 

Дыхание Вселенной

 

Вернемся к нашей пружине. В точке равновесия, когда на нее никакие силы не действуют, и она просто покоится, ее энтропия будет наибольшей, потому, что это состояние будет максимально естественным и хаос в таком состоянии тоже максимальный. Когда же пружина сжата, качество ее энергии выше, а энтропия ниже. Это состояние можно сравнить с домом, который, только что построен, и еще не успел развалиться, с гранатой, которую еще не взорвали, с конденсатором, который еще не разрядился и т.д.

Если пружину отпустить, она придет в движение и начнет разжиматься. Энергия ее, начнет переходить из потенциальной в кинетическую, а энтропия начнет расти, и достигнет максимума в точке равновесия.

Но в этой точке пружина на этот раз не останется, а будет продолжать разжиматься. При этом кинетическая энергия начнет переходить в потенциальную. Иными словами будет производиться работа. А работа всегда структурирует материю, повышая качество ее энергии. Поэтому энтропия внутри пружины при этом будет уменьшаться. Правда такое уменьшение энтропии сопровождается увеличением ее в окружающем пространстве. Но меня в данном случае интересует только пружина.

В максимально расширенном виде пружина будет обладать минимальной энтропией. После чего пружина начнет сжиматься, энергия будет переходить из потенциальной в кинетическую, что опять приведет к росту энтропии. В точке равновесия рост энтропии остановится. После чего пружина продолжит сжатие, которое уже  будет сопровождаться уменьшением энтропии. Так как при этом будет опять совершаться работа, и накапливаться потенциальная энергия. В результате движение пружина проделает полный цикл, и придет в исходное состояние. При этом часть энергии, конечно, будет потеряно, но это меня сейчас не интересует.

Вернемся к нашей Вселенной, и сравним ее с пружиной. Сравнивать будем не только материю Вселенной, но и окружающее пространство, так как оно не отделимо от материи. Это пространство связано с материей, вместе с ней расширяется и сжимается, искривляется материальными объектами, пронизано полями, и может быть, оно вообще перестанет существовать с исчезновением материи.   

Сейчас Вселенная расширяется, при этом энтропия ее увеличивается, а это значит, что Вселенная находится на первом этапе, т.е. она еще не перевалила за точку равновесия. Ее энтропия нарастает, и еще не достигла максимума.

Выше уже было сказано, что время вплотную связано с энтропией. Собственно время потому и существует, что взорвавшаяся граната не может самопроизвольно  опять собраться в целую, а вчерашняя энергия отличается от сегодняшней своим качеством. Причем такое понижение качества энергии имеет место во всей Вселенной. Итак, качество энергии постоянно падает, растет хаос, и рост хаоса во Вселенной мы воспринимает как течение времени.

А как же теория относительности? Ведь согласно этой теории никакого вселенского времени не существует. Но это справедливо только в том случае, если не существует среды, в которой движется свет. А вот это и вызывает у меня большие сомнения. Ведь если энтропия, в целом во Вселенной, постоянно нарастает, и Вселенная представляет собой гигантскую расширяющуюся пружину, то все ее объекты должны быть каким-то образом связаны, а эти связи и образуют некую среду. А эту среду можно считать абсолютной системой отсчета. Из этого следует вывод, что относительность времени во Вселенной, явление не глобальное, а локальное. Время может замедляться и ускоряться относительно каких-то локальных объектов, и не более того. Ведь если падает качество энергии во всей Вселенной, то существует и некое вселенское, т.е. абсолютное время.

Можно встретить в литературе апокалипсические картины тепловой гибели Вселенной. Думаю до этого еще далеко. И еще, приближения к точке равновесия существа живущие во Вселенной, вряд ли заметят. Ведь по мере приближения к этой точке, энтропия будет расти все медленнее и медленнее, поэтому и время соответственно будет течь с такой же скоростью. А так как мы находимся внутри системы, то мы ничего и не заметим, ведь и с нами будет происходить то же самое, что и со всей Вселенной. Ведь находясь внутри системы, мы являемся ее частью. Проиллюстрировать этот процесс можно гравюрой М. Эшера (Рис. 6). Если, изображение, приближаясь к краю, становится все меньше и меньше, то край никогда не будет достигнут. Это что касается гравюры, а вот в нашем случае, что будет происходить со временем? Если бы время было бы непрерывным, то все было бы так как на гравюре. Но дело в том что, время скорее всего дискретно. Все очень просто, время напрямую связано с изменением энтропии, а энтропия, впрочем как и информация дискретна. Поэтому для нас точка равновесия Вселенной все же будет достигнута, но время для нас никогда не остановится. Ведь остановимся и мы и все процессы в нас. Но только сохранимся ли мы? Ведь живой организм это сложная система, и что произойдет с ней при переходе через точку равновесия? Ответить на эти вопросы сложно.

Для того же, кто будет наблюдать за нашей Вселенной находясь за ее пределами, ситуация будет иной.  Когда Вселенная достигнет точки равновесия, в ней полностью разрушатся все системы. Будет только глобальный и повсеместный хаос. Время в этой точке остановится. Когда же Вселенная перевалит через точку равновесия, то энтропия Вселенной начнет понижаться. Во Вселенной начнутся процессы спонтанного упорядочивания, так как над материей Вселенной начнет совершаться работа. Это упорядочивание будет не локального характера, а глобального. Локальное упорядочивание мы наблюдаем в нашей Вселенной в данный момент, и при этом, суммарная энтропия возрастает. При глобальном упорядочивании она начнет понижаться.

Мне могут возразить, мол, если энтропия будет уменьшаться, то где-то она будет возрастать, и суммарная энтропия все равно будет расти. Но все дело в том, что я рассматриваю Вселенную, как целую систему, над которой будет совершаться работа, и внутри всей этой системы энтропия будет падать. Рост же ее будет за приделами системы, иными словами за приделами нашей, или вернее, уже не нашей Вселенной.

Нам трудно представить какой это будет мир. Все что в нем будет происходить, противоречит нашему опыту. Например, в нем куски взорвавшегося предмета опять соберутся вместе, и сам собою возникнет целый предмет. Время в этом мире потечет вспять. Если в данный момент в нашем мире невозможно полностью преобразовать теплоту в работу, то в той Вселенной невозможно будет полностью преобразовать работу в теплоту. Все процессы в этой системе потекут в сторону упорядочивания, и время будет измеряться скоростью упорядочивания, а не скоростью разрушения порядка.

Будет ли в этой Вселенной существовать жизнь? Возможно, что да, но если упорядочивание будет носить глобальный характер, то и живые существа, возможно, будут соизмеримы с размерами Вселенной. Да и что будет представлять собой пространство данного мира? Как и чем измерить его размеры? Как будут восприниматься эти размеры жителями данного мира? На спирали генетического кода Вселенной этот мир будет сопряжен с нашим [13]. Ему будет соответствовать параллельная ветка спирали, достроенная в дополнение к основной, и направленная в противоположную сторону. Интересно, что на гравюре М.Эшера (Рис.6) изображен не один мир, а два. Белый мир, и сопряженный с ним мир черный.

И вот, наконец, Вселенная истратит всю свою кинетическую энергию, и она полностью превратится в потенциальную. А Вселенная будет представлять собой единый упорядоченный кристалл, с максимально низкой энтропией. Мир будет походить на полностью разжатую пружину. У Вселенной уже не будет энергии расширяться дальше, и она начнет сжиматься. Накопленная потенциальная энергия начнет опять переходить в кинетическую.

Этот мир, будет чем-то похож на наш. Энтропия в этом мире, будет расти. Будет в этом мире и аналог большого взрыва. Только взрываться будет не максимально плотное вещество, а максимально разряженное. Это чем-то будет напоминать явление кавитации. Когда пузырьки газа образованные при более низком давлении попадают в зону более высокого давления, они захлопываются с выделением энергии. Вот и та глобальная структура, образованная при расширении Вселенной начнет захлопываться, с выделением большого количества энергии.

Дойдя до точки равновесия и перейдя через нее, Вселенная будет продолжать сжатие, но уже не с увеличением, а с уменьшением энтропии. Это будет продолжаться до тех пор, пока вся кинетическая энергия не перейдет в потенциальную, и Вселенная сожмется до максимальных размеров. После этого опять произойдет большой взрыв и все повторится снова.

Итак, мы имеем четыре связанных между собой мира. Два действительных и два мнимых. Два мира с правой закруткой двойной спирали и два с левой.

Эти четыре взаимосвязанных мира и две двойных спирали находятся где-то в космическом яйце в свернутом состоянии, в виде зародыша. Трудно сказать, сейчас они там находятся, находились в прошлом, а может быть, находятся и находились всегда. Ведь в мире, включающем в себя все эти четыре Вселенные, не действуют наши представления о времени и пространстве. 

Все это конечно только гипотеза, но на всякий случай я сочла нужный ее высказать. Может быть, она будет кому-нибудь интересна.

 

Интуитивно-этический интроверт (ИЭИ) и максимальная энтропия Вселенной

 

Совершим небольшой экскурс в соционику. Основоположник этой науки, исследователь из Литвы, А.Аугустинавичуте считала, что все происходящее вокруг человека в объективном мире, является цепью актов физической активности. Она выделила четыре таких акта, и провела аналогию, между ними, и четырьмя тактами двигателя внутреннего сгорания. Эти акты она назвала таким образом:

1)     потенциальная энергия;

2)     превращение потенциальной энергии в кинетическую;

3)     кинетическая энергия;

4)     использование кинетической энергии.

Именно эти акты или аспекты, по мнению А.Аугустинавичуте, человек и воспринимает.

«Каждому из этих аспектов присвоим символ и будем их называть экстравертными элементами информационного метаболизма человека:

- потенциальная энергия

- превращение потенциальной энергии в кинетическую

l - кинетическая энергия

- использование кинетической энергии.

Благодаря этим элементам, человек получает информацию о:

- потенциальной энергии наблюдаемого объекта и субъекта, его физических и психических возможностях

– возбужденности и возбуждаемости объекта, настроениях и эмоциях человека

l - мобилизованности, воле и силе, красоте наблюдаемых объектов и субъектов

- активности объекта и субъекта, их способности трудиться» [11].

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

А.Аугуститавичуте сделала свои выводы на основе четырехтактного двигателя, но все это справедливо и для обычного маятника или пружины. Если маятник поднять, то в верхней точке он обладает только потенциальной энергией. Когда он движется вниз, энергия переходит из потенциальной в кинетическую. В самой нижней точке энергия полностью перейдет в кинетическую. После чего начнется подъем маятника, в результате чего кинетическая энергия будет переходить в потенциальную. Иными словами маятник будет совершать работу.

 

 

 

 

Табл. 1

ИЛЭ

Интуитивно-логический экстраверт

Дон Кихот

СЭИ

Сенсорно-этический интроверт

Дюма

ЭСЭ

Этико-сенсорный  экстраверт

Гюго

ЛИИ

Логико-интуитивный  интроверт

Декарт или Робеспьер

ЭИЭ

Этико-интуитивный  экстраверт

Гамлет

ЛСИ

Логико-сенсорный   интроверт

Максим Горький

СЛЭ

Сенсорно-логический  экстраверт

Жуков

ИЭИ

Интуитивно-этический  интроверт

Есенин или Тутанхамон

СЭЭ

Сенсорно-этический  экстраверт

Наполеон или Цезарь

ИЛИ

Интуитивно-логический  интроверт

Бальзак

ЛИЭ

Логико-интуитивный  экстраверт

Джек Лондон

ЭСИ

Этико-сенсорный  интроверт

Теодор Драйзер

ЛСЭ

Логико-сенсорный  экстраверт

Штирлиц или Холмс

ЭИИ

Этико-интуитивный  интроверт 

Достоевский

ИЭЭ

Интуитивно-этический экстраверт

Гексли

СЛИ

Сенсорно-логический  интроверт

Габен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В жизни нам повсюду встречаются циклы, это происходит потому, что в окружающем нас мире каждую минуту различные силы совершают работу, поэтому имеет место переход энергии  из потенциальной в кинетическую,  а из кинетической в работу.

В силу этого все в окружающем нас мире проходит через четыре этапа, и для восприятия каждого этапа лучше всего подходят люди с соответствующей психической организацией. Их всего 16.

Для работы на каждом этапе, и для восприятия событий каждого энергетического этапа, лучше всего подходят четыре человека. Они объединены в квадру. Квадр всего четыре: Альфа, Бета, Гамма и Дельта. Полный набор 16 психотипов или 4 квадр, называется соционом. Место психотипа в соционе определено его способностью работать с теми или иными энергетическими состояниями окружающих нас систем. Приведем полную структуру социона (Табл. 1).

  Мы видим, что вначале каждой квадры стоит человек, наиболее эффективно воспринимающий энергию соответствующего этапа. Он определяет характер деятельности остальных представителей своей квадры.

Полный социон рассчитан на то, чтобы наиболее оптимальным способом получать, перерабатывать, выдавать и использовать информацию на каждом этапе полного цикла.

Исследования циклических процессов в обществе показывают, что все они проходят через четыре этапа, и каждый этап в свою очередь делится еще на четыре. Итак, на полный цикл можно наложить полный социон. 

Если наша Вселенная является большой пружиной, то все это справедливо и для нее.

Все процессы на земле и во Вселенной, можно описать на основании соционики опираясь на закон сменяемости квадр. Ведь соционика описывает информационные процессы в обществе, но во Вселенной все движется и развивается по определенным законам, а значит и сопровождается информационными процессами. Т.к. соционическая квадра также представляет собой некий этап движения, маятника или пружины, в психологическом пространстве, то можно попробовать распространить соционические законы, на все информационные процессы, протекающие в окружающей нас Вселенной.

Поэтому сжимающуюся и расширяющуюся Вселенную можно соотнести с соционическими квадрами, и эти «вселенские» квадры также будут подчиняться закону сменяемости.


Тогда время от начала расширения Вселенной до точки равновесия будет соответствовать квадрам Альфа и Бета. Время от точки равновесия до точки максимального расширения будет соответствовать квадрам Гамма и Дельта.

Сейчас Вселенная находится, возможно, в квадре Бета, так как, во Вселенной образуются сложные системы, что как раз характерно для этой квадры. Итак, наш Действительный положительный мир соответствует квадрам Альфа и Бета. 

Когда Вселенная опять начнет сжиматься, то период от точки сжатия до точки равновесия опять пройдет через квадры Альфа и Бета, а период он точки равновесия до точки максимального сжатия будет соответствовать квадрам Гамма и Дельта (Рис. 7).


В результате полный цикл колебания маятника или пружины будет соответствовать двум соционам и четырем Мирам, или четырем взаимосвязанным Вселенным. Один из них будет соответствовать расширению Вселенной, а второй ее сжатию. Так как, первый социон отвечает за расширение пружины, то второй за ее сжатие.

Впрочем, для полного минимального колебания не хватает еще одного социона, или вернее двух его половинок. Ведь если изначально маятник или пружина находились в точке равновесия, то для того чтобы осуществилось движение, пружину должна сначала сжать некая сила. А это соответствует двум квадрам Гамма и Дельта.

Далее, если сила сопротивления среды, в которой осуществляется движение, такова, что маятник или пружина, могут совершить только один полный цикл, то после расширения и сжатия пружина должна вернуться в точку равновесия, а это еще пол социона, или квадры Альфа и Бета. Итак, всего три полных социона, или шесть взаимосвязанных Миров. Если же энергии хватает для большего числа колебаний, то полное число соционов будет обязательно нечетным, т.е. 1, 3, 5, 7… А взаимосвязанных Миров или Вселенных будет соответственно: 2, 6, 10, 14…

Следует обратить внимание еще на один интересный момент. Точка равновесия соответствует соционическому типу ИЭИ (Есенин) (Рис.8). Этот тип обладает сильной интуицией времени, но этого мало, у людей этого типа иногда возникает ощущение, того, что время как бы остановилось, что его очень много.

Если совместить социальные процессы с соционическими квадрами, то все периоды застоя приходятся именно на период ИЭИ. Как поется в советской песне периода застоя: «Будет людям счастье, счастье на века…». Система в этой точке как бы останавливается. Когда же маятник или пружина прекращают свое движение, то полная остановка действительно наблюдается в этой точке.

 

Конец эфира?

 

Волновой теории света недоставало среды, в которой эти волны могли бы распространяться. Эту среду назвали эфиром, и физики конца 19 в. очень хотели его обнаружить. «Если бы он в действительности существовал, и его частицы переносили бы свет, подобно тому, как частицы воздуха переносят звук, то оптические процессы получили механическое истолкование. Тогда оказалось бы возможным включить оптику в хорошо разработанную систему механики» [12].

Поэтому в 1881 г. американский ученый Альберт Майкельсон в Потсдаме, поставил эксперимент, дающий, по мнению автора, возможность выявить существует ли в самом деле среда, в которой распространяется свет. Идея этого эксперимента состояла в том, что если мировое пространство действительно заполнено неким эфиром, то земля двигалась бы в нем, подобно короблю в море или самолету в воздухе. Световой луч, испущенный в направлении движения, должен был бы испытывать на себе действие некоего «эфирного ветра». Поэтому результирующая скорость в этом направлении была бы (с – v). В противоположном же направлении, результирующая скорость была бы (с + v). Где с – скорость света в вакууме (300 000 км/сек), а v – скорость движения Земли по орбите (30 км/сек).

Я не буду полностью описывать сам опыт, он достаточно известен, и читатель может при желании сам ознакомиться с тем, как он был подготовлен и проведен.

Меня же интересуют только выводы сделанные на основании этого опыта. Во-первых, никакой «эфирный ветер» обнаружен не был, во-вторых, свет в вакууме, в любом направлении имеет постоянную скорость, равную 300 000 км/сек.

Когда я, будучи подростком, впервые столкнулась с описанием этого опыта, то меня очень удивил вывод, который был сделан на основании полученных данных. Ученые почему-то решили, что раз скорость света во всех направлениях одинакова, и «эфирный ветер» отсутствует, то и эфира никакого нет!

Но почему же эфира нет! Да, нет эфира подобного воде или воздуху, это правда. Но из опыта совсем не следует, что нет эфира вообще!! Ведь эфир при встречном движении может просто сжимать энтропия, именно это и замедляет время, поэтому  и скорость света в любом направлении остается постоянным.

В этой связи приходят на ум опыты Козарева, направленные на то чтобы доказать, давление времени на объекты. Мне кажется что он, в сущности, прав. Ошибся он только в одном, на объекты давит не время, а энтропия. Вернее ее изменение. Но ведь изменение энтропии и время это одно практически одно и то же! Ведь время потому и возникает, что в мире увеличивается энтропия. Но почему энтропия давит на объекты? Откуда берется эта сила?

И еще, если существует эфир, то существует и выделенная система отсчета, которая определяет глобальное время жизни Вселенной.

 

Локальное уменьшение хаоса и его природа

 

Известно, что в нашей Вселенной возможны локальные уменьшения хаоса, которые воспринимаются как появления определенной структуры или порядка. Эта локальная упорядоченность сопровождается неизбежным увеличением хаоса в другом месте. В результате суммарный хаос во Вселенной от этого нарастает.

Рассмотрим несколько примеров такого возрастания порядка. Обычно, когда мы наливаем какое-то вещество в воду, то его молекулы рассеиваются между молекулами воды, что приводит к увеличению энтропии или хаоса. Но мы этого не наблюдаем в случае с жидким маслом. Молекулам масла энергетически более выгодно находиться между подобных себе молекул,  чем между молекулами воды. Это происходит потому, что каждая молекула масла покидающая своих собратьев и попадающая в окружение молекул воды, образует вместе с ними, определенную структуру, своеобразную ловушку или льдообразную область.  Поэтому молекулам масла энергетически более выгодно слиться в одну большую каплю. При таком слиянии энтропия возрастает. При рассеивании масла среди молекул воды энтропия или хаос уменьшается. Для того чтобы растворить масло в воде необходимо приложить определенные усилия, например взбить масло в воде. Что увеличит порядок внутри стакана со смесью, но увеличит хаос в окружающем мире.

При построении упорядоченной цепочки из разрозненных аминокислот происходит уменьшение энтропии, и естественно, что в другом месте происходит возрастание энтропии. Такое же уменьшение энтропии имеет место и при построении молекул ДНК из азотистых оснований. И в первом и во втором случае хаос в мире возрастает и глобального уменьшения энтропии, конечно же, не будет, а как раз наоборот будет возрастать суммарный хаос. Значит при построении белковых молекул, а стало быть, и при возникновении жизни вообще локальная энтропия уменьшается, а энтропия Вселенной при этом увеличивается. Причем процессы, приводящие к уменьшению энтропии и к увеличению порядка, связаны с компенсаторными процессами, увеличивающими хаос и энтропию.

 И все же появление во Вселенной локальных процессов спонтанного упорядочивания остаются загадкой. Что же все-таки заставляет энтропию уменьшаться?


Пытаясь на этот вопрос ответить, рассуждают примерно так: «Наличие связи между двумя процессами может привести к тому, что один из них пойдет в противоположном направлении, если только в ходе другого процесса создается достаточная степень беспорядка – так, чтобы суммарный хаос в мире при этом возрастал» [14].

Далее, этот принцип иллюстрируется примером, приведенным на рисунке (Рис.9). На рисунке (Рис.9 а) и первый и второй груз падают вниз. Если же связать их блоком (Рис.9 б), то более тяжелый груз будет подымать более легкий, заставляя его двигаться в противоположном направлении.

К сожалению, автор не видит, что данный пример не иллюстрирует приведенный принцип. Ведь в данном примере блоки перепрыгнули не сами, их перевесил человек. Для того чтобы взбить масло в стакане с водой, также необходим человек. Спрашивается кто «перевесил блоки» в случае с молекулой ДНК, или с молекулой белка?! Этот вопрос остается открытым.

 

 

 

Литература

1.    Голан А.  Миф и символ – М.: РУССЛИТ и Иерусалим: ТАРБУТ, 1994;

2.  Энциклопедия мистических терминов / Авт.- сост. С.Васильев и др. – М.:  ООО «Изд. Астрель»: МИФ: ООО «Изд. АСТ», 2001;

3.  Морозов И.В. Таинственным путем Гермеса – Мн.: Ун1верс1тэцкае, 1994;

4.     Пополь – Вух М.: ЛАДОМИР, НАУКА,1993;

5. Неаполитанский С.М., Матвеев С.А. «Библейская нумерология» – СПб.: «Святослав», «Институт метафизики», 2003;

6.  Джеймс Черчвард. Дети Му – К.: «София», М.: ИД «Гелиос», 2002.                           

7.   Джеймс Черчвард. Древний континент Му – К.: «София», М.: ИД «Гелиос», 2001;

8. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. Ред. В.Н.Ярцева. М.: Советсвая энциклопедия, 1990;

9. Гроф С. Путешествие в поисках себя – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1994;

10. Луис Дуке Гомес  Золото Колумбии.  М.: Искусство, 1982;

11.  А. Аугустинавичюте  Соционика. – М.: Черная белка, 2008;

12.  Г. Линднер  Картины современной физики. М.: Мир, 1977;

13.   Якубовская Т.С. Генетический код Вселенной. М.: «Армада-пресс», 2002;

14. П.Эткинс  Порядок и беспорядок в природе. М.: «Мир», 1987;

 

Якубовская Татьяна Семфорьяновна