Следующий тест - Известный тест Д. Кейрси
В этом тесте необходимо учитывать разницу представления вертности по Юнгу и Айзенгу.


Чтобы определить психологический тип, вам необходимо ответить на 70 вопросов, а точнее в каждой из 70 пар утверждений или предпочтений нужно выбрать именно то, что как вам кажется наиболее соответствует вашему стилю поведения, образу действий, способу принятия решений и т.д. Постарайтесь отвечать, не слишком задумываясь над тем, к чему это приведет, а как бы автоматически (к чему лежит душа, а не то, что принято в обществе или считается более престижным) Учтите, что нет "хороших" и "плохих" типов личности. Ваш тип заложен в вас практически с момента рождения и как правило не меняется с течением жизни (если нет каких-либо отклонений) Знание своего типа личности поможет вам лучше узнать свои сильные и слабые стороны, определить направление, в котором нужно развиваться, внести коррективы в свое поведение. В то же время наличие типа вовсе не накладывает каких-либо ограничений или рамок на поведение человека. Это лишь каркас личности. Сама же личность во многом определяется еще и наполнением этого каркаса. Постарайтесь ответить на все вопросы. Если в какой-то паре вы не можете отдать предпочтение ни одному из утверждений, то можете пропустить этот вопрос.

1. В компании (на вечеринке)



Вы общаетесь со многими, включая и незнакомцев;

общаетесь с немногими - Вашими знакомыми.

2. Вы человек скорее

реалистичный, чем склонный теоретизировать;

склонный теоретизировать, чем реалистичный.

3. По-Вашему, что хуже:

"витать в облаках";

придерживаться проторенной дорожки.

4. Вы более подвержены влиянию

принципов, законов;

эмоций, чувств.

5. Вы более склонны

убеждать;

затрагивать чувства.

6. Вы предпочитаете работать

выполняя все точно в срок;

не связывая себя определенными сроками.

7. Вы склонны делать выбор

довольно осторожно;

внезапно, импульсивно.

8. В компании (на вечеринке) Вы

остаетесь допоздна, не чувствуя усталости;

быстро утомляетесь и предпочитаете пораньше уйти.

9. Вас более привлекают

здравомыслящие люди;

люди с богатым воображением.

10. Вам интересно

то, что происходит в действительности;

те события, которые могут произойти.

11. Оценивая поступки людей, Вы больше учитываете

требования закона, чем обстоятельства;

обстоятельства, чем требования закона.

12. Обращаясь к другим, Вы скпонны

соблюдать формальности, этикет;

проявлять свои личные, индивидуальные качества.

13. Вы человек скорее

точный, пунктуальный;

неторопливый, медлительный.

14. Вас больше беспокоит необходимость

оставлять дела незаконченными;

непременно доводить дела до конца.

15. В кругу знакомых Вы, как правило

в курсе происходящих событий;

узнаете о новостях с опозданием.

16. Повседневные дела Вам нравится делать

общепринятым способом;

своим оригинальным способом.

17. Предпочитаю таких писателей, которые

выражаются буквально, напрямую;

пользуются аналогиями, иносказаниями.

18. Что Вас больше привлекает

стройность мысли;

гармония человеческих отношений.

19. Вы чувствуете себя увереннее

в логических умозаключениях;

в практических оценках ситуаций.

20. Вы предпочитаете, когда дела

решены и устроены;

не решены и пока не улажены.

21. Как по-Вашему, Вы человек, скорее

серьезный, определенный;

беззаботный, беспечный.

22. При телефонных разговорах Вы

заранее не продумываете все, что нужно сказать;

мысленно "репетируете" то, что будет сказано:

23. Как Вы считаете, факты

важны сами по себе;

есть проявления общих закономерностей.

24. Фантазеры, мечтатели обычно раздражают Вас;

довольно симпатичны Вам.

25. Вы чаще действуете как человек

хладнокровный;

вспыльчивый, горячий.

26. Как по-Вашему, хуже быть

несправедливым;

беспощадным.

27. Обычно Вы предпочитаете действовать

тщательно взвесив все возможности;

полагаясь на волю случая.

28. Вам приятнее

покупать что-нибудь;

иметь возможность купить.

29 В компании Вы, как правило

первым заводите беседу;

ждете, когда с Вами заговорят.

30. Здравый смысл

редко ошибается;

часто попадает впросак.

31. Детям часто не хватает

практичности;

воображения.

32. В принятии решений Вы руководствуетесь скорее

принятыми нормами;

своими чувствами, ощущениями.

33. Вы человек скорее

твердый, чем мягкий;

мягкий, чем твердый.

34. Что, по-Вашему, больше впечатляет

умение методично организовать;

умение приспособиться и довольствоваться достигнутым.

35. Вы больше цените

определенность, законченность;

открытость, многовариантность.

36. Новые и нестандартные отношения с людьми

стимулируют, придают Вам энергии;

утомляют Вас.

37. Вы чаще действуете как

человек практического склада;

человек оригинальный, необычный.

38. Вы более склонны

находить пользу в отношениях с людьми;

понимать мысли и чувства других.

39. Что приносит Вам больше удовлетворения

тщательное и всесторонне обсуждение спорного вопроса;

достижение соглашения по поводу спорного вопроса.

40. Вы руководствуетесь более

рассудком;

велениями сердца.

41. Вам удобнее выполнять работу

по предварительной договоренности;

которая подвернулась случайно.

42. Вы обычно полагаетесь

на организованность, порядок;

на случайность, неожиданность.

43 Вы предпочитаете иметь

много друзей на непродолжительный срок;

несколько старых друзей.

44. Вы руководствуетесь в большей степени

фактами, обстоятельствами;

общими положениями, принципами.

45. Вас больше интересуют

производство и сбыт продукции;

проектирование и исследования.

46. Что Вы считаете за комплимент

"Вот очень логичный человек";

"Вот тонко чувствующий человек".

47. Вы более цените в себе

невозмутимость;

увлеченность.

48. Вы предпочитаете высказывать

окончательные и определенные утверждения;

предварительные и неоднозначные утверждения.

49. Вы лучше чувствуете себя

после принятия решения;

не ограничивая себя решениями.

50. Общаясь с незнакомыми, Вы

легко завязываете продолжительные беседы;

не всегда находите общие темы для разговора.

51. Вы больше доверяете

своему опыту;

своим предчувствиям.

52. Вы чувствуете себя человеком

более практичным, чем изобретательным;

более изобретательным, чем практичным.

53. Кто заслуживает большего одобрения -

рассудительный, здравомыслящий человек;.

человек, глубоко переживающий.

54. Вы более склонны

быть прямым и беспристрастным;

сочувствовать людям.

55. Что, по-Вашему, предпочтительней

удостовериться, что все подготовлено и улажено;

предоставить событиям идти своим чередом.

56. Отношения между людьми должны строиться

на предварительной взаимной договоренности;

в зависимости от обстоятельств.

57. Когда звонит телефон, Вы

торопитесь подойти первым;

надеетесь, что подойдет кто-нибудь другой.

58. Что Вы цените в себе больше

развитое чувство реальности;

пылкое воображение.

59. Вы больше придаете значение

тому, что сказано;

тому, как сказано.

60. Что выглядит большим заблуждением

излишняя пылкость, горячность;

чрезмерная объективность, беспристрастность.

61. Вы в основном считаете себя

трезвым и практичным;

сердечным и отзывчивым.

62. Какие ситуации привлекают Вас больше

регламентированные и упорядоченные;

неупорядоченные и нерегламентированные.

63. Вы человек, скорее

педантичный, чем капризный;

капризный, чем педантичный.

64. Вы чаще склонны

быть открытым, доступным людям;

быть сдержанным, скрытным.

65. В литературных произведениях Вы предпочитаете

буквальность, конкретность;

образность, переносный смысл.

66. Что для Вас труднее

находить общий язык с другими;

использовать других в своих интересах.

67. Чего бы вы себе больше пожелали

ясности размышлений;

умения сочувствовать.

68. Что хуже

быть неприхотливым;

быть излишне привередливым.

69. Вы предпочитаете

запланированные события;

незапланированные события.

70. Вы склонны поступать скорее

обдуманно, чем импульсивно;

импульсивно, чем обдуманно.

Внимание! Если в результате теста по какой-либо из 4-х основных характеристик у вас окажется соотношение 50% на 50 %, то это означает, что вы не совсем адекватно отвечали на вопросы, попробуйте пройти тест еще раз...

* * *

Тест MBTI - 2

В каждой паре предпочтений выберите то, что на ваш взгляд наиболее соответствует вашему стилю поведения, образу действий, способу принятия решений.

Постарайтесь ответить на все вопросы. Если в какой-то паре сомневаетесь чему отдать предпочтение, то пропустите этот вопрос.

В гостях вы с большим удовольствием общаетесь:

со всеми присутствующими

только с теми, кого хорошо знаете

Вам более свойственно:

демонстрировать свои чувства

свои настоящие чувства скрывать

В гостях на празднике:

вам всегда хорошо

иногда скучаете

Когда предстоит встреча с незнакомыми людьми, вы это воспринимаете:

как приятное или по крайней мере не обременительное

как что-то, требующее достаточно много усилий

Вас:

легко познать

трудно познать

Среди своих вы тот, кто:

всегда в курсе всех дел

новости узнает последним

В неприятных ситуациях вы обычно стараетесь:

все обратить в шутку

на следующий день думаете о том, что следовало сказать

По своей натуре вы:

общительный

скорее тихий и сдержанный

В дружбе вы ищете:

контакта с большим количеством разных людей

глубокой связи с узким кругом людей

Про себя могли бы сказать, что:

воодушевляетесь скорее большинства людей

являетесь менее впечатлительным, чем большинство

Способны ли вы, если нужно:

беседовать почти с каждым так долго, как это нужно, без особых трудностей находите темы для разговора

только с определенными людьми или в определенных условиях

Среди своих близких вы:

один из тех, кто что-то новое пробует первым

включаетесь одним из последних

Какую роль предпочитаете для себя на празднике:

помочь раскручивать его ход

оставляете всех общаться на свой собственный лад

О ваших интересах новые знакомые получают представление:

скоро

только после того, как вы этих людей по-настоящему узнаете

В большой группе чаще всего:

вы кого-то кому-то представляете

вас кто-то другим представляет

Думаете ли вы, что близкие вам люди:

знают, что вы думаете

про большинство вещей знают лишь то, что вы им по каким-то причинам сообщили

Какое слово в каждой из этих пар больше соответствует вашему духовному складу:

праздник театр

разговорчивый сдержанный

отважный хладнокровный

разговаривать писать

оживленный спокойный

общительность замкнутость

С кем легче общаетесь?

с реалистами

с людьми, не лишенными фантазии

Когда делаете то, что делают многие, вам более приятно:

действовать уже известными способами

искать свои собственные методы

В художественной литературе предпочитаете:

чтобы автор высказывал бы близкие вам мысли

вас удовлетворяют и непривычные, оригинальные способы самовыражения

Какими людьми вы больше восхищаетесь?

теми, кто так приспосабливается, что становится незаметным

настолько оригинальными и индивидуальными, что это бросается в глаза и беспокоит их самих

Что вас больше раздражает?

необычные теории

люди, которые их не любят

Вам больше нравится:

традиционным способом делать добро

анализировать, нет ли еще каких-то ошибок и нерешенных проблем

Что для человека является большей похвалой?

сказать, что он имеет здравый смысл

сказать, что способен фантазировать

Будучи учителем, вы предпочли бы читать:

курс о конкретных вещах

теоретический курс

Что более важно:

разобраться в фактическом положении

увидеть возможности, которые таит ситуация

Кем приятнее слыть:

практичным человеком

находчивым и изобретательным

Какого человека хотите иметь в друзьях:

того, кто обеими ногами стоит на земле

постоянно появляется с новыми идеями

Какой жизненный стиль предпочитаете для себя:

общепринятый

оригинальный

Какое слово в каждой из этих пар больше соответствует вашему духовному складу:

реалист мечтатель

практика теория

строительство изобретение

правило концепция

завершенность эскиз

рассудительный удивительный

факты идеи

конкретный абстрактный

сделать изобрести

фундамент шпиль

опыт теории

конкретный признак

буквальный иносказательный

принимать изменять

Что вы больше учитываете:

чувства других людей

или их права

У вас склонность:

эмоции оценивать выше, чем логику

логику ценить больше, чем чувства

Что для вас является большим комплиментом:

это человек с настоящими чувствами

он всегда благоразумен

Что является большей ошибкой:

быть недостаточно теплым

проявлять слишком много теплоты

Какого руководителя вы предпочитаете:

всегда любезного

всегда точного

Что происходит чаще:

вы позволяете своему разуму идти за чувствами

вашими чувствами руководит разум

Что является большим недостатком:

быть несопереживающим

быть неблагоразумным

Какое слово в каждой из этих пар больше соответствует вашему духовному складу:

участливый решительный

симпатизировать анализировать

удача преимущество

некритичный критичный

трогательный убедительный

кроткий упорный

простить вытерпеть молча

кто сказал что сказал

преданный решительный

сочувствующий предусмотрительный

пощада справедливость

доверчивый осторожный

нежный непоколебимый

переживать думать

миротворец судья

согласиться спорить

Когда вам приходится придерживаться почасового плана:

это вам помогает

это вас стесняет

Если вас в субботу утром спросить, что вы делаете в этот день:

ответите на это достаточно точно

перечислите в два раза больше возможного или задумаетесь

Свои дела вы улаживаете так, чтобы:

не отложить на последнюю минуту

охотнее всего в последнюю минуту

К чему вам труднее привыкнуть:

к постоянным переменам

к рутине

Что вам приятнее:

события своей жизни планировать заранее

оставаться свободным от обязательств и делать то, что предлагает случай

Когда приходится начинать работу, с которой нужно справиться за неделю, вы:

начинаете с того, что устанавливаете отдельные этапы работы и порядок их выполнения

бросаетесь в дело просто так

Более дельным вы оказываетесь:

подчиняясь добросовестно разработанному плану

столкнувшись с неожиданностью

Постоянный режим дня для вас:

удобный способ исполнения дел

тягостен и обременителен, даже когда необходим

Когда собираетесь в однодневную вылазку, вам приятнее:

спланировать, что и когда нужно делать

ехать прямо так

Идея о том, чтобы составить список дел, которые следует выполнить в выходные:

может вам понравиться

не воодушевит или будет даже по-настоящему удручать

Свою ежедневную работу организуете так:

что никакой диктат не будет мешать

работу под диктат вы ненавидите

Какое слово из каждой пары вам более привлекательно:

систематический спонтанный

планомерный непланомерный

решение импульс

пунктуальный безмятежный

аккуратность непринужденность

осторожность быстрота

систематичность случайность

В рутине повседневности вы находите:

спокойствие

скуку

Если вам придется заняться каким-то непривычным делом, вы:

подготовитесь еще до того, как начинать

нужное найдете в процессе самой работы

При исполнении любой работы больше надежд возлагаете :

на своевременное начало

на порыв, который вас в конце концов все равно охватит

Если задолго до начала срока становится известным, что конкретное в какое-то время вам придется делать:

вам это приятно, так как дает возможность планирования

немного неприятно, как будто вы уже чем-то связаны

Если вас вдруг осенит какую-то мелочь купить или сделать:

обычно сразу записываете, чтобы не забыть

позже об этом чаще всего забываете

* * *

Тест по ключевым словам

Экстраверт (E - Extravert) или Интроверт (I - Introvert)

Первый признак типа личности характеризует способ взаимодействия с окружающим миром: куда человек направляет свою энергию.

Установлено, что человек склонен ориентироваться либо во внешний мир, либо на свой внутренний мир.

Людей, ориентированных вовне, принято называть экстравертами (E).

Тех же, кто более склонен к миру внутреннему, называют интровертами (I).

Если Вы экстраверт (E),

то Вы очень общительны, постоянно ищите контакта с людьми.

Вы легко идете на контакт и всегда находите тему для разговора, не любите долго оставаться наедине с собой. Ваши интересы лежат в различных областях, круг Ваших знакомых очень широк. Вы склонны к активной деятельности, потому как познаете мир на собственном опыте. Любите быть в центре внимания и событий, умеете радоваться жизни "здесь и сейчас". При постановке задачи и принятии решения Вы стремитесь активно советоваться с окружающими, однако больше говорите сами, чем слушаете. Вам свойственно сначала высказаться, а потом осмыслить произнесенное. Поэтому бывают моменты, когда по окончании дискуссии Вы упрекаете себя: "Когда, наконец, я научусь держать язык за зубами?"

Если Вы интроверт (I),

то основная часть Вашей энергии направлена на внутренний мир переживаний и чувств. Вы любите проводить много времени в одиночестве. Большое количество людей вокруг утомляет Вас. Ваши знакомые немногочисленны, но на большинство из них можно положиться. Вы не любите быть в центре внимания, сдержаны в проявлении эмоций. Прежде чем исследовать мир на опыте, пытаетесь понять его умом и потому отличаетесь не широтой, а глубиной познания. При постановке задачи и принятии решения обдумываете вопрос прежде чем вынести его на всеобщее обсуждение. Считаетесь хорошим слушателем. Вам свойственно сперва думать, а потом говорить. Поэтому иногда по окончании дискуссии Вы упрекаете себя: "Почему я не сказал...?"

1.Экстраверт (E)

2. Интроверт (I)

говорить
слушать

ориентирован во внешний мир
ориентирован внутрь себя

высказываться вслух
переживать в себе

общительность
сосредоточенность

разговорчивый
замкнутый

оживленный
спокойный

широта
глубина

шумный
тихий

расходование энергии
сохранение энергии

Сенсорный (S - Sensing)
или Интуитивный (N - iNtuitive)

Второй признак типа личности характеризует способ восприятия информации.
Если Вы наблюдете за миром и собираете информацию буквально, используя прагматичный, утилитарный подход, то Ваше восприятие сенсорное (S).

Вам нравиться осязать, обонять, слышать, видеть, пробовать на вкус.

Вы предпочитаете фокусировать внимание на фактах и деталях, а не на том, что они значат. Задаете четкие вопросы и ожидаете таких же четких и точных ответов.

Теориям предпочитаете факты, детали видите лучше, чем картину в целом.

Концентрируетесь на том, что делаете в данный момент, не думая, что за этим последует.

Более того, Вы будете скорее что-то делать, чем думать об этом.

Если же Вы, получив информацию посредством пяти органов чувств, начинаете интуитивно искать взаимосвязи, скрытое значение, то Ваше восприятие интуитивное (N).

Вы фиксируете внимание на умозаключениях и выводах, не любите детали и считаете их скучными, видите картину в целом лучше, чем ее отдельные элементы.

На любой тип вопросов, будь то точные или общие, склонны давать общие ответы.

Имеете обыкновение думать сразу о нескольких вещах, потому иногда Вас воспринимают как рассеянного человека.

Работая над чем-то, постоянно думаете, что за этим последует, стремитесь увидеть события в развитии.

1. Сенсорный (S)

2. Интуитивный (N)

работа
вдохновение

настоящее
будущее

стабильность
новые возможности

конкретный
абстрактный

практик
фантазер

буквальный
фигуральный

фактический
теоретический

применение на практике
поиск скрытого смысла

реалист
идеалист

Мыслительный (T - Thinking)
или Чувствующий (F - Feeling)

логик или этик

Третий признак типа личности характеризует способ принятия решений.

Если Вы, принимая решение, руководствуетесь логикой, беспристрастны, объективны, то Вы относитесь к мыслительному типу (логик) (T).

Вы принимаете окончательное решение только после того, как проанализируете все факты. Обладаете скорее волевым, чем мягким характером, способны оставаться невозмутимым и сдержанным в ситуациях, в которых другие теряют самообладание. Вы гордитесь своей объективностью, даже несмотря на обвинения в равнодушии.

Если Вы принимаете решение исходя из личных, субъективных оценок происходящего, то Вы относитесь к людям чувствующим (этик) (F).

Вы считаете правильным решением то, которое учитывает чувства людей.

Выяснению истины предпочитаете согласие, стремитесь сгладить конфликт. Вы с удовольствием оказываете людям услуги, даже несмотря на то что некоторые этим злоупотребляют.

Самое важное для Вас - как повлияет решение на тех, кого оно касается.

1. Мыслительный (логик) T

2. Чувствующий (этик) F

мысли
чувства

логичный
сентиментальный

анализировать
сопереживать

объективный
субъективный

справедливый
гуманный

четкость
гармония

склонный к критике
доброжелательный

твердый
мягкосердечный

голова
сердце

Решающий (J - Judging) или
Воспринимающий (P - Perceiving)

рациональный или иррациональный

Четвертый признак типа личности определяет, какой функцией - сбор информации или принятие решений - главным образом пользуется человек.

Если Вы принадлежите к решающему (рациональному) типу (J),

то любите четко организованную жизнь. Вы стремитесь все спланировать, урегулировать, проконтролировать. Любите порядок и всегда следите, чтобы все было на своих местах.

Ведете записи того, что нужно сделать. Не любите неожиданностей, изменение ситуации выбивает Вас из колеи. Вы всегда доводите работу до конца.

Если Вы принадлежите к воспринимающему (иррациональному) типу (P),

то ведете более свободный образ жизни.

Планирование не является Вашей сильной стороной.

Вы не стремитесь управлять жизнью и легко приспосабливаетесь к изменению ситуации.

Неопределенность не гнетет Вас. Для того, чтобы уложиться в срок,

делаете рывок в последнюю минуту. Не любите, когда Вас чем-то обязывают.

Не торопитесь с принятием решения. Работа не имеет для Вас смысла, если она не интересна.

Вы не всегда доводите начатое дело до конца.

1. Решающий (рац.) J

2. Воспринимающий (ирр) P

дисциплина раскрепощенность план импровизация организованный импульсивный решать подождать структура течение расписание свобода действий определенный ориентировочный управлять адаптироваться заканчивать начинать

* * *

Полезным может оказаться вопрос "Что правит миром?"
Необязательно, но часто в зависимости от ТИМ ответ может быть похожим на:

1. Объективные идеалисты

HАСТАВHИК (ЭИЭ):

миром правит бог, судьба, провидение. Это наиболее мистически или религиозно настроенный социотип, нередко, находясь в актуализированной форме, искренне верующий в свое мессианство, в то, что он является проповедником божественных, космических или других сверхъестественных сил.

- ИЗОБРЕТАТЕЛЬ (ИЛЭ):

мирозданием правит всемирный разум. Этот социотип больше всех остальных верит в познаваемость самых сложных явлений, в разумное устройство объективного мира, его объяснимость с точки зрения точных законов логики ("Бог не играет в кости" - Эйнштейн).

- ПСИХОЛОГ (ИЭЭ):

миром правит чувство, которое сильнее человека; это самый альтруистический тип личности, который способен помогать людям, не требуя взамен даже благодарности. Этим же объясняется его сильнейшая склонность к эмпатии.

- ПРЕДПРИHИМАТЕЛЬ (ЛИЭ):

творец всего - живая природа. Этот социотип одушевляет природу, становясь тем самым дуалистом, т.е. в равной мере признающим идеальное и вещественное начала, которые соединяются в природной стихии.

2. Субъективные идеалисты

- АHАЛИТИК (ЛИИ):

миром правит мысль ( "Cogito ergo sum" - Декарт). Если люди поймут, какими системными законами управляется общество, его можно устроить справедливо. Hаиболее конструктивный социотип, полагающий, что любое явление определяется универсальными первоэлементами (архетипы, эйдосы, априорные категории) и связями между ними.

- КРИТИК (ИЛИ):

миром правит случай. Объективных закономерностей практически нет, все относительно и определяется вероятностью. Наиболее склонный к агностицизму тип интеллекта ("Я знаю только то, что ничего не знаю" - Сократ). Познание воз можно лишь при условии полной внутренней ясности и спокойствия, что достигается путем медитации.

- ЛИРИК (ИЭИ):

миром правит настроение, состояние. Самый изменчивый тип психики, сильно зависящий от своего внутреннего настроя. Из-за этого его сравнительно легко убедить в любом вопросе, если быть достаточно настойчивым. Однако он так же легко и отказывается от навязанных убеждений.

- ГУМАHИСТ (ЭИИ):

миром правит доброта. Hаиболее сочувствующий тип личности, пусть даже его чувства и не воплощаются в поступки. Идеальные представления о добре и справедливости, если ими будут все руководствоваться в повседневной жизни, приведет к гуманному обществу. Однако они должны идти из души самого человека, а не быть навязанными извне.

3. Объективные материалисты

- МАРШАЛ (СЛЭ):

миром правит сила, власть. Наиболее волевой из всех социотипов. В бой вступает только тогда, когда обеспечит себе перевес сил, либо найдет незащищенное место противника. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, - вот чему можно доверять, остальное - иллюзия.

- ПОЛИТИК (СЭЭ):

миром правит слава, известность, связи. Наиболее осторожный из всех социотипов, так как учится всему на совершенных ошибках. Продвигается вперед на ощупь, доверяя только собственным ощущениям. Слова, понятия, идеи - всего лишь инструмент оказания влияния на людей.

- ЭHТУЗИАСТ (ЭСЭ):

миром правит порыв, горение, влечение. Наиболее эмоциональный тип личности, умеющий влиять на настроение других людей. Его можно зачислить в идеалисты, поскольку он хорошо способен делать лишь то, что ему нравится. Однако свойственная ему зависимость от энергетического состояния окружающих - вполне материальна.

- АДМИHИСТРАТОР (ЛСЭ):

миром правит труд, дело. Наиболее материалистически мыслящий тип психики, опирающийся в своих рассуждениях только на факты и проверенные на практике законо мерности. Полностью зависит от трудового процесса, подчиняя ему свои планы. Отвергает любые надуманные теории и схемы, если они не представлены в виде отработанной технологии.

4. Субъективные материалисты

- ИHСПЕКТОР (ЛСИ):

миром правит порядок, дисциплина. Наиболее зависящий от организации конкретного пространства социотип, всецело подчиняющийся заведенной системе. Любая крупная альтернатива отвергается, поскольку отход от отработанной структуры для него равносилен потере точки опоры, неуправляемому хаосу.

- ХРАHИТЕЛЬ (ЭСИ):

миром правит мораль, нравственный долг. Этот тип психики как никакой другой зависит от своих внутренних моральных установок. Человек вправе вести себя так по отношению к другим людям, как они того заслуживают. Сложившаяся система отношений и нравственных ценностей охраняется от любых покушений извне. Даже объективно вспыхнувшая страсть может быть обуздана усилием воли.

- ПОСРЕДHИК (СЭИ):

миром правит удовольствие. Этот социотип хорошо делает только приятную и не утомительную для него работу. Довольно конформный в поведении, он легко подстраивается под других, полагая, что люди охотно пойдут навстречу, если только создать обстановку уюта и предложить то, чего им не хватает, чтобы жить в свое удовольствие.

- МАСТЕР (СЛИ):

миром правит польза. В соответствии со своей философией он сам ничего для себя бесполезного делать не станет и другим никогда не предложит. Принцип наименьшего действия, по которому живет физический мир, - это его принцип. Как наиболее технологично мыслящий тип, он полагает, что главный аргумент - это апелляция к здравому смыслу человека.

* * *

 

Можно попробовать предложить приведённую ниже таблицу с двусторонним полем:

Что Вы считаете самым неприемлемым/неприличным из перечисленного списка ?

  • (галочка слева)

Ц

обсуждение вопросов плохого самочувствия, разговоры о неэстетичном

              обсуждение материальной несостоятельности, приказы, силовое давление

обсуждение логических противоречий, упреки в непонимании, демонстрация учености

обсуждение нецелесообразных действий, навязывание поручений

выяснение отношений, проявление неуважения

всплески эмоций, обиды, навязывание своих переживаний

упреки в неточности и опозданиях, поторапливание, перенос сроков

избыточная информация, неясные перспективы, “а вдруг?”

Какие строки можно не особо ругать (сносные) из перечисленного списка ?

                                                                                                 Ц (галочка справа)

Так можно попытаться определить слабые соответственно и сильные функции модели ТИМ.

* * *

Кроме того, существуют ещё некоторые дополнительные методики уточнения ТИМ. Сравнительно полный перечень подходов привёл Г. А. Шульман в своей работе в журнале "Соционика, ментология и психология личности". Выбор зависит от вашего соционического предпочтения и степени освоения той или иной методики. Некоторые из них имеют достаточно ассоциативный характер. Например рекомендую попробовать корелляции С. Савченко.

С. САВЧЕНКО

СИМВОЛЬНАЯ СОЦИОНИКА
Из работы
"КВАДРЫ,
Две группы Рейнина в Таро"

В квадрате Придворных карт Таро выделим 4 группы одинаковых картинок: Короли, Дамы, Рыцари и Пажи. В соционике это деление соответствует разделению типов по признакам

R-1: экстраверсия / интроверсия,
R-5: сенсорика / интуиция,
R-12: беспечность / предусмотрительность.

Это подробно описанные В.В. Гуленко группы стимулов к деятельности.

У каждой группы типов, составленной таким образом, свои движущие мотивы, которые кажутся достойными внимания, заставляют проявлять активность.

 

Картинка

Признаки

Стимул

 

Короли

Предусмотрительные сенсорные экстраверты

престиж

 

Дамы

Беспечные сенсорные интроверты

благосостояние

 

Рыцари

Беспечные интуитивные экстраверты

уникальность

 

Пажи

Предусмотрительные интуитивные интроверты

cамодостаточность

 

 

 

Рассмотрим другой способ группировки Придворных карт - по мастям. Группы будут состоять из всех персонажей одинаковой масти:

Посохи, Кубки, Мечи и Пентакли.

В соционике такое деление соответствует делению по признакам:

R-6: логика / этика,

R-8: конструктивность / эмотивность,

R-10: рациональность / иррациональность.

Попробуем создать целостный образ этих групп на базе описаний свойств мастей в традиции Таро.

Посохи.

Конструктивные рациональные этики.

Олицетворяют идеологическое начало в обществе. В их описании присутствуют понятия морального авторитета, личной инициативы, трудолюбия, успеха. Их ценят за умение добиться поставленных целей и за готовность предоставить помощь или хороший совет, при решении трудной задачи.

В соционике типы этой группы придерживаются жестких этических критериев (рациональность), которые они хорошо понимают (этика). Действия и правила, которыми они пользуются, легко меняются в зависимости от обстоятельств (конструктивность). Они гибко подстраиваются, чтобы сохранить эмоциональный настрой или сложившиеся отношения. Группа ценит эффективные действия и разумные законы при жесткой идеологической системе.

Псевдонимы этих типов предложенные В.В. Гуленко:

Энтузиаст, Наставник, Хранитель Гуманист.

Условно их миссию можно определить как назидательную.

Кубки.

Эмотивные иррациональные этики.

Олицетворяют чувственное начало в обществе.

В их описании всегда присутствуют понятия чувств и отношений, обаяния, духовности, милосердия, служения идеалу, и заботы о ближнем. Их ценят за дружественный настрой, проявление симпатии, умение сопереживать и тонкую чувствительность.

В соционике типы этой группы контактны, легко сходятся с людьми, проявляют эмпатию (этика), изобретают новые этические приемы (иррациональность) для достижения своих целей. Традиционные нормы им не мешают и не стесняют их этического творчества (эмотивность). Новые приемы работы и правила осваивать не любят, но после освоения стараются упорно соблюдать. Группа ценит эмоциональный настрой и дружескую атмосферу при понятных и стабильных правилах работы.

Псевдонимы этих типов предложенные В.В. Гуленко:

Посредник, Лирик, Политик, Советчик.

Условно их миссию можно назвать утешительной.

Мечи.

Конструктивные иррациональные логики.

Олицетворяют в обществе власть и закон. В их описании всегда присутствуют понятия силы, власти, воли, решительности, агрессии, справедливости, иерархии, порядка. Им присуще ясное понимание своих интересов, умение добиться результата, способность отстоять свои интересы и завоевывать, расширять территорию своих интересов.

В соционике типы этой группы с интересом изучают и открывают новые законы и изобретают технологии (логики). Они интересуются повышением разумности и эффективности действий, принятые методы и инструкции не стесняют их творчества (иррационалы). Сложные этические ситуации их напрягают, требуют много внимания для освоения (конструктивность). Группа ценит изобретательность и интеллект при стабильной доброжелательной атмосфере.

Псевдонимы этих типов предложенные В.В. Гуленко:

Искатель, Маршал, Критик, Мастер.

Условно их миссию можно назвать прогрессорской.

Пентакли.

Эмотивные рациональные логики.

Олицетворяют в обществе предпринимательскую активность, богатство. В их описании всегда содержатся понятия богатства, собственности, благополучия, престижа, коммерческого интереса, влияния, материальных ценностей. Им присуще умение управлять материальными ресурсами, разумно обращаться с властью и деньгами, добиваться высокого социального статуса.

В соционике типы этой группы склонны к упорной и аккуратной работе (логики) по проверенным временем и опытом рецептам (рационалы). Они контактны, легко откликаются на эмоциональные посылы, заводят новые знакомства (эмотивисты). Новые методы и правила работы они встречают критически, применяют после неоднократных проверок и рекомендаций. Группа ценит доброжелательность, общение, эмоциональность при жестком испол-нении формальных договоренностей и правил.

Псевдонимы этих типов по В.В. Гуленко:

Аналитик, Инспектор, Предприниматель, Администратор.

Условно их миссию можно назвать фундаменталистской.

 

 

 

Масти

Признаки

Миссия

 

Посохи

Конструктивные рациональные этики

назидательная

 

Кубки

Эмотивные иррациональные этики

утешительная

 

Мечи

Конструктивные иррациональные логики

прогрессорская

 

Пентакли

Эмотивные рациональные логики

Фундаменталистская

* * *

Как воспользоваться: понаблюдайте Вашего "подопечного" в свободном общении в группе людей из 5-12 человек. Если представить эту группу как королевский двор – кем мог бы быть в нём Ваш "подопечный", если сможете не учитывать его пол? Ваше решение уточнит Ваши соционически продуманные варианты, по корреляциям С. Савченко .

Очень хороший результат в некоторых случаях может дать использование работы Гуленко В.В., Мегедь В.В. "СОВМЕСТИМОСТЬ И ДУАЛЬHОСТЬ" Введение в теорию психофункциональных взаимодействий". 1995 г. фрагмент которой приведу ниже:

Психофункциональные шкалы
"инициальность-терминальность" и
"игноративность-коннективность".

Из работы Гуленко В.В., Мегедь В.В.

"СОВМЕСТИМОСТЬ И ДУАЛЬHОСТЬ

Введение в теорию психофункциональных взаимодействий". 1995 г.

"Инициальность-терминальность"

может быть названа шкалой ускорения. Инициаторы - варианты социотипов, тяготеющие к полюсу инициальность - являются носителями отрицательного ускорения в поведении: они развивают наибольшую продуктивность в начале работы. Чем ближе работа к завершению, тем больше они "выдыхаются", ищут новую точку приложения сил, стремятся к переключению, затевают параллельно новые дела. Терминаторы - варианты социотипов располагающиеся по шкале ближе к полюсу "терминальность" - наоборот, не сразу включаются в новую работу, требуют некоторой внутренней подготовки, но если уже втягиваются, то их производительность при этом возрастает и они эффективно доводят начатое дело до конца. Это тип социального поведения с положительным ускорением.

"Игноративность - коннективность"

это шкала обратной связи, которая описывает взаимо-действие человека со средой. У "игноратора" - варианта социотипа, тяготеющего к полюсу "игноративность", - знак обратной связи положительный: чем больше окружающие идут ему навстречу, тем больше и он уделяет им внимания, и чем меньше им интересуются, тем меньше его отклик на внешние воздействия. Hазвание "игноратор" выбрано нами потому, что такой вариант социотипа в целом слабо учитывает влияние внешней среды - "игнорирует" её. У него нет стойкого стремления привязать к себе даже понравившихся ему людей. Это слабо адаптирующийся человек, не умеющий адекватно подстраиваться к изменениям окружающей среды. Он владеет только простейшим видом обратной связи по типу "да-да" или "нет-нет". "Игноратор" легко сходится с людьми (не обязательно по своей инициативе!), но так же легко и расстаётся с ними. Он довольно автономен, склонен проводить свою независимую линию, не обращая внимание, принимают её даже близкие окружающие его люди или нет. "Коннектор" (от англ. "connection" - связь) - вариант социотипа, тяготеющий к полюсу "коннективность", хорошо умеет в случае необходимости подстраиваться к меняющейся среде. Он владеет не столько положительной, сколько отрицательной обратной связью: чутко реагирует на возрастание отклонений, уменьшая доступными ему средствами. Чем меньше окружающие люди идут ему на встречу, тем больше он обращает внимание на это, активизируется. Ярко выраженный "коннектор" либо сам очень привязчив, либо стремится активно привязать к себе интересующих его людей. Такому человеку нужно определенное время, чтобы войти в "зацепление" с другим человеком, но если уж он сошелся с кем-то, то очень стремится удержать установившиеся устраивающие его отношения, либо проявляя собственную терпимость, либо заставляя делать это другого.


        игноративность 
              ¦         
      ИИ      ¦       ИТ
              ¦
инициальность-+-терминальность
              ¦
      КИ      ¦       КТ
              ¦
        коннективность

Коннективный инициатор (КИ) - это энергичный, напористый, решительный в пределах своего социотипа человек, который ставит себе ясные, реальные цели и, как правило, добивается их. Он умеет быстро и точно анализировать ситуацию и сосредотачивается на крупном, основном в решаемой задаче. Hа мелочи не разменивается. Для КИ характерна сильная прагматическая ориентация, направленность на собственные интересы. то приводит к тому, что на пути к цели он не пренебрегает никакими доступными ему средствами. Яркий подтип, особенно если это сенсорик, способен идти к своей цели по головам других.Благодаря инициальности КИ имеет сильную потребность быть правым, а благодаря коннективности - управлять положением дел. Это сочетание делает его человеком, постоянно соперничающим за славу, почет, влияние. В любом деле, за которое берется КИ, у него подспудная установка на победу. Он часто рискует, бывает нетерпелив и не терпит тех, кто колеблется в принятии решений. КИ с трудом признает свои ошибки, но успешно учится тому, в чем заинтересован. У него развито честолюбие: нередко стремится приобрести высокое положение, престижный статус. Стремление сделать карьеру - характерная черта мужчин этого подтипа. Условимся в дальнейшем называть этот подтип доминантным и обозначать D (от англ. "dominate" - господствовать, властвовать).Доминантный подтип может проявляться в двух основных разновидностях - DX и DY. Отличительный признак DX - сразу предпринимает попытки авторитарного управления и доминирования, но в случае неудачи может занять гибкую позицию. Отличительный признак DY - сначала входит в доверие, привязывая человека тем или иным способом, и лишь затем проявляет авторитарные черты.

Игноративный инициатор (ИИ) - это творческий, увлеченный, ищущий человек. Его внимание не фиксируется на деталях, цифрах, фактах и строгих доказательствах. Что-то упрощая, ИИ строит целостные концепции и образы, обладающие внутренней соразмерностью, гармонией. У него наблюдается сильная склон-ность к синтезу - комбинированию разных, иногда совершенно не схожих идей и созданию новых, оригинальных. Из-за своей игноративности ИИ мало склонен к уступкам. Hаоборот он часто заостряет конфликты, не обращая никакого внимания на предъявляемые ему претензии. При этом он бывает язвителен, остроумен. Для этого подтипа очень важен приток новых впечатлений, которые дают ему материал для синтеза. Hет для него ничего скучнее неизменности, рутины, инструкций. Интерес у него превалирует над пользой.

ИИ - неутомимый проповедник своих идей, группирующий вокруг себя единомышленников. Однако, ему не хватает дипломатичности: он бывает вспыльчив, несдержан в отстаивании своих теорий и предложений, особенно если речь идет об экстраверте. Из-за инициальности ИИ также не хватает настойчивости и последовательности для внедрения своих планов в жизнь. Этот подтип будем называть в дальнейшем творческим и обозначать C (от англ. "create"- создавать, творить).

Игноративный терминатор (ИТ) - это человек порядка, системы, честности и правильности. Для него характерны трудолюбие, усердие, ответственность. Вытекающие из терминальности терпение и методичность, потребность доводить начатое до конца делают его компетентным специалистом в своей области.

ИТ имеет стремление к четкой и достоверной информации. Он всегда пытается навести порядок в той области, с которой ему приходится сталкиваться. Все имеющиеся у него сведения обычно систематизированы, разложены по полочкам. Особенно ярко это качество выражено у логиков. Системность и анализ - его сильные качества. ИТ вычисляет результат или получает его путем многих наблюдений или экспериментов. Он стремится не пропустить ни одного звена в цепи рассуждений, а когда это делают другие, испытывает трудности в понимании. ИТ очень внимателен к деталям, подробностям. ИТ обычно любит четкий режим, ему не по душе неожиданные сюрпризы - изменения привычного или предполагаемого хода событий. Он постоянно упорядочивает, организует по мере своих сил людей и вещи вокруг себя. В тех видах работ, где установлены сроки исполнения, определен доступ к информации и оборудованию, есть инструкции к действию, ИТ превосходит все другие подтипы. Этот подтип мы будем именовать нормирующим и обозначать N (от англ. "normalize" - упорядочивать).

Коннективный терминатор (КТ) - это человек, главной ценностью которого является мир, гармония и благополучие свое и своих близких. КТ - самый благожелательный подтип, хранящий стабильность семьи, коллектива, группы.КТ умеет выслушивать людей, проявлять свое понимание их проблем, сопереживать чужой радости и горю. Особенно эти качества видны у этиков. Благодаря коннективности КТ довольно привязчив, чувствителен к изменениям внешней среды, делает все, что в его силах, для того чтобы восстановить утраченный мир и покой. По этой причине ему порой не достает твердости, принципиальности. Как результат этого КТ бывает склонен к самообвинению, рефлексии. Хотя этот подтип и не стремится к власти, но становится страстным защитником людей и проявляет твердость, когда нарушаются законы справедливости и морали. Подтипу КТ свойственны и лучшие духовные качества. Это человек, который способен к самопожертвованию, отказывается от личной выгоды в пользу других, если видит, что они в этом больше нуждаются. Хотя он и является неплохим психологом или дипломатом, но слаб в политических играх, когда нужно действовать не только гибко, но быстро и решительно, не боясь разрушить установившийся status quo.

Этот подтип будем в дальнейшем называть гармонизирующим и обозначать H (от англ. "harmonize" - гармонизировать).

Можно выделить четыре группы психофункциональных отношений:

1) равноправное сотрудничество,

2) сотрудничество в условиях управления,

3) конфронтация и неоднородная группа тождественных отношений.

В полном наборе они представлены в так называемой психофункциональной квадре. Вот ее схема, где отношения сотрудничества, или эквивалентности обозначены "<-->", отношения конфронтации - "|", отношения управления, или импликации - "-->":

C----> N
|      |
D----> H

А теперь охарактеризуем полученные группы отношений.

4.1. Равноправное сотрудничество (эквивалентность).

D<-->N, т.е. D-подтип эквивалентен N-подтипу. N доводит до конца D, систематизирует накопленный опыт, всегда располагает информацией для принятия нужных решений. В то же время в силу своей устойчивости и жесткости легко выдерживает напор D, направляет его в русло закона и порядка.

C<-->H, т.е. C-подтип эквивалентен H-подтипу. C с благодарностью принимает внимательность и заботливость H, который охотно откликается на его инициативу в деле. H, в свою очередь, высоко ценит C за его порыв, энтузиазм, нестандартность.

4.2. Конфронтация (неэквивалентность, сумма по модулю 2). D\ /C, т.е. D-подтип неэквивалентен C-подтипу. Стремящийся подчинить ход событий своему влиянию D сталкивается с независимым C, который противопоставляет его трезвому расчету захватывающую, но далекую перспективу. D считает C несерьезным и слабым человеком, а C D авторитарным эгоистом.

N\ /H, т.е. N-подтип неэквивалентен H-подтипу. Причина конфронтации - противоположная направленность в поведении. N прежде всего ценит интересы дела и заведенный порядок, а H - хорошие отношения, мир и комфорт. В результате N считает H неорганизованным и безответственным человеком, а H N бездушным бюрократом.

4.3. Управление (импликация).

C-->N, т.е. C-подтип имплицирует N-подтип. Этот вид управления носит демократический характер. Hовые идеи и проекты C могут быть оформлены четким и последовательным, не упускающим из виду деталей N. Данные отношения хороши для деловой сферы, но быстро ухудшаются в неформальной обстановке.

D-/->H, т.е. D-подтип имплицирует H-подтип. Этот вид управления носит авторитарный характер. Hа практике это означает, что активные и решительные действия D по достижению цели, которые порождают много недовольства и дисгармонии вокруг, могут быть улучшены и сглажены стремящимся к стабильности H. В неформальных отношениях H быстро попадает под влияние уверенного в себе D.

4.4. Тождественные отношения.

Их четыре: HH, NN, CC и DD. Эта группа отношений неоднородна по степени совместимости. Легче всего уживаются два гармонизирующих подтипа и совершенно не уживаются два доминирующих. По этому признаку все отношения выстраиваются в ряд, начиная с наиболее совместимых и заканчивая наименее совместимыми: H\/H, N/\N, C/C, D|D.

Два H-подтипа связываются отношениями дизъюнкции \/ - взаимного уважения и признания прав друг друга. Совместимость в этих отношениях теряется только тогда, когда оба проявляют пассивность.

Два N-подтипа связываются отношением конъюнкции /\ - механической суммы, прохладности друг к другу, доходящей иногда до безразличия. Совместимость сохраняется только тогда, когда оба прилагают к этому усилия.

Два C-подтипа связываются отношением, которое языком матаматической логики называется антиконъюнкцией (штрих Шеффера "/"). Hа практике оно проявляется как взаимный интерес друг к другу. Совместимость в этом отношении гарантирована только при разделе сфер влияния, т.е. когда один активен, а другой пассивен или же оба пассивны.

Два D-подтипа связываются отношением, которое в математической логике называется антидизъюнкция (стрелка Пирса "|") и означает на практике неуважение друг к другу в результате соперничества. Совместимость в такой паре сохраняется только при условии, что оба партнера пассивны. А теперь представим все 16 психофункциональных тношений в табличном виде:

D

C

N

H

D

|

\ /

<->

/->

C

\ /

/

->

<->

N

<->

<-

/\

\ /

H

<-/

<->

\ /

\/

РАВНОПРАВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Доминантный с

Коннективный

Инициатор (КИ)

Нормировщиком

Игноративный

терминатор (ИТ)

Творческий с

Игноративный

инициатор(ИИ)

Гармонирующим

Коннективный

терминатор (КТ)

КОНФРОНТАЦИЯ

Доминантный Коннективный инициатор (КИ)

не равноправен к

творческому Игноративный инициатор(ИИ)

Нормирующий Игноративный терминатор (ИТ)

не равноправен к

гармонирующему Коннективный терминатор (КТ)

УПРАВЛЕНИЕ

Творческий Игноративный инициатор (ИИ)

управляет

нормировщиком Игноративный терминатор (ИТ)

 

Доминантный Коннективный инициатор (КИ)

управляет

гармонирующим Коннективный терминатор (КТ)

 

 

Тождественные отношения.

Наимение совместимые

……………..

В этом фрагменте речь шла о ПОДтипах, однако, по моему убеждению, некоторые уже определённые Вами ТИМ чаще проявляют свойства конкретных психофункциональных шкал, описаных выше, чем и можно воспользоваться для уточнения оперативно определяемого ТИМ.

От себя могу добавить, что например, типичный Интуитивно Логический Экстраверт для меня чаще ассоциируется с "игноративным инициатором (ИИ)"

подтип творческий C (от англ. "create"- создавать, творить). Предлогаю практикующим соционикам дополнить список, например по своему ТИМ.

Если вы всё ещё не уверены в определении ТИМ, приведеный ниже фрагмент работы В. Гуленко Вам пригодится….

 

 

 

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТHОСТЬ СОЦИОHА

TYPOLOGICAL INTEGRITY OF THE SOCION

Обpазование социотипов по базисy Юнга Building of cociotypes on Jung's basis В.В.Гyленко, Киев, 02.04.1993

…………………

Hетpyдно yбедиться, что базис Юнга позволяет постpоить шесть pазновидностей малых гpyпп по четыpе типа в каждой. Это число мы полyчим, если воспользyемся фоpмyлой комбинатоpики для количества сочетаний из четыpех шкал (n) по две (k):

       k       n!       1 * 2 * 3 * 4
      C  = ---------- = ------------- = 6.
       n    k!(n - k)!      2 * 2	

Hаиболее достyпными для понимания из этих шести являются два соpта гpyпп, а именно темпеpаментные и гpyппы yстановки. Здесь только напомню, что т е м п е p а м е н т н ы е гpyппы обpазyются пyтем комбинации шкал "pацио-иppациональность" и "экстpа-интpовеpсия", а гpyппы y с т а н о в к и двyх дpyгих шкал "логика-этика" и "сенсоpика-интyиция". Всего в 16-типном соционе можно выделить четыpе обобщенных темпеpамента:

1) экстpаpациональный (yсловно холеpический), котоpый хаpактеpизyется пpямотой и эмоциональной несдеpжанностью в поведении,

2) интpоpациональный (yсловно флегматический), к котоpомy относятся наиболее выдеpжанные и pавномеpно pаботающие типы,

3) экстpаиppациональный (yсловно сангвинический), для котоpого хаpактеpна живость и непpеодо-лимая тяга к сменяемости внешних впечатлений,

4) интpоиppациональный(yсловно меланхолический), котоpомy пpисyщи повышенная чyвствительность и тонкость внyтpенних пеpеживаний.

Чтобы не пyтать соционические темпеpаменты с физиологическими, бyдем их называть соответственно

Hапоpистый,

Уpавновешенный,

Гибкий

и Чyвствительный.

Гpyппы yстановки

pазличаются междy собой напpавленностью на четыpе смежных, но пpинципиально pазных сфеpы общественной жизни, где их пpиpодный потенциал пpоявляется наиболее эффективно:

1) yпpавленческая yстановка

(логико-сенсоpные и сенсоpно-логические)

yпpавление оpганизацией матеpиального пpоизвод-ства, машинами и механизмами;

2) социальная yстановка

(этико-сенсоpные и сенсоpно-этические)

социальная сфеpа общественной жизни, включающая тоpговлю, снабжение, pекламy, социальное обеспечение, сеpвис и досyг;

3) гyманитаpная yстановка

(этико-интyитивные и интyитивно-этические)

кyльтypа и искyсство, психология, воспитание, pелигия, идеология;

4) сайентистская yстановка

(логико-интyитивные и интyитивно-логические)

наyчные исследования и экспеpименты, pазpаботка концепций и пpогнозов, познание законов пpиpоды и общества.

Воспpиятие вещей и идей - Perception of things and ideas

Ментальный пpоцесс y иppационалов постpоен по схеме "вижy слышy". Рационалы воспpинимают и пpедставляют инфоpмацию по обpатной схеме "слышy вижy". Пеpвая часть фоpмyлы yказывает на входной канал, втоpая на pепpезентативнyю системy. Рационал не вызовет в голове нyжнyю каpтинкy, пока не пpоизнесет внyтpенне словеснyю командy, а иppаци-онал не сможет ноpмально вести внyтpенний диалог, пока зpительно не пpедставит пpедмет обсyждения.

Пеpцептивные гpyппы Perceptional groups


Оpтогонально пеpесекаясь, pассмотpенные нами соционические оси "сенсоpика-интyиция" и "pациональность-иppациональность" обpазyют четыpе гpyппы пеpцепции. Вот они:


                сенсоpика
                   |
   ДИСТРИБУТИВHЫЕ  |  КОММУТАТИВHЫЕ
                   |
pацио--------------|---------------иppацио
                   |
   ДИССОЦИАТИВHЫЕ  |  АССОЦИАТИВHЫЕ
                   |
                интyиция

1. Сенсоpные иppационалы, или КОММУТАТИВHЫЕ.

К ним относятся социотипы FL, FR, SP, SE. Воспpиятие в этой гpyппе пpедельно четкое и конкpетное, отличается наглядностью и ощyтимостью наиболее пpиближенное к действительности. Когда такой социотип попадает в ситyацию неопpеделенности, он pyководствyется своим пpошлым опытом либо исходит из стандаpтных для этих yсловий сценаpиев pазвития событий.

Миp для коммyтативных социотипов это мозаичная композиция, где каждый камешек может быть пеpемещен (в этом слyчае каpтинка меняется, как в калейдоскопе), но не выбpошен. Воспpиятие действительности полyчается несколько плоским, но подpобным. В бытовом плане y пpедставителей этих социотипов накапливается много вещей, но они слабо yпоpядочены.

Коммyтативность (пеpеместительность) как закон математических опеpаций отpажает именно это свойство данной гpyппы:

а + b = b + a.

Коммyтативные типы не боятся пеpевеpнyтых изобpажений. Видимо, поэтомy они хоpошо оpиентиpyются на местности, быстpо отыскивая знакомые пpедметы или констатиpyя их пеpемещение.

И еще одно замечание. Модное ныне течение в пpак-тической психологии нейpо-лингвистическое пpогpаммиpование (HЛП) пpедставляет собой концентpиpованное выpажение именно этой пеpцептив-ной гpyппы. Методика HЛП фактически стpоится на осознанной коммyтации сенсоpных каналов.

2.Интyитивные иppационалы, или АССОЦИАТИВHЫЕ.

В этy гpyппy входят социотипы IL, IR, TP, TE.

Данный вид воспpиятия осyществляется чеpез пpоизвольно поpождаемые обpазы. Какая-то одна деталь воспpинимаемой каpтины вызывает y этих социотипов целостный идеальный обpаз, ассоцииpyясь со всем его содеpжанием.

Для Ассоциативных социотипов система это не иеpаpхическая yпоpядоченность по какомy-либо кpитеpию, а всеобъемлющая сетевая связь всего со всем, что когда-либо попало в их поле зpения. Благодаpя способности yлавливать паyтиноподобные взаимосвязи эти социотипы хоpошо пpедвидят или пpедчyвствyют бyдyщее тенденции pазвития событий. Они опиpаются пpи этом на известный пpинцип "домино": одна поваленная костяшка толкает дpyгyю, пока не yпадет вся цепь. Поэтомy поведенчески они всегда готовы к наиболее веpоятномy событию.

Как yбедился читатель, я здесь несколько сyжаю смысл понятия "ассоциативность", вкладывая в него пpиблизительно такое же содеpжание, как Дж. Гpиндеp и Р.Бэндлеp вкладывают в понятие "якоpения" [4], т.е. имеется в видy сочетательность стимyла и pеакции любой пpиpоды. Математически ассоциативность записывается как опеpация "взятие в скобки" пpоизвольное сочетание слагаемых или сомножителей:

(a + b) + c = a + (b + c).

У социотипов данной гpyппы большое количество pазнообpазных идей, но эти идеи слабо yпоpядоче-ны, свободно пеpетекают одна в дpyгyю.

3. Сенсоpные pационалы, или ДИСТРИБУТИВHЫЕ.

К ним относятся социотипы PS, ES, LF, RF.

Они воспpинимают неpавномеpно, словно чеpез некие очки тpади-ционализма yпоpядоченного опыта, ставящие одни пpедметы или состояния на пеpвый план и отодвигающие дpyгие, котоpые становятся пpосто фоном.

Дистpибyтивная психика pасставляет пpедставления о явлениях окpyжающего миpа в опpеделенном поpядке pаспpеделяет их на пеpвые, втоpые, тpетьи и т.д. в зависимости от глyбины дистpибyции. Пеpвые объекты в таком yпоpядоченном pядy воспpинимаются четко и конкpетно, последние как бы выпадают из воспpиятия, мало пpинимаются в pасчет.

Дистpибyтивные социотипы тяжелее всех пеpе-носят неопpеделенность (pавновеpоятность исходов), так как лишаются своей точки опоpы возможности pаспpеделять силы и сpедства под конкpетнyю цель. Поэтомy они стpемятся как можно быстpей пеpейти к yстойчивомy состоянию либо веpнyться к стаpомy, либо пеpенестись в новое.

Это наиболее оpганизованные и пyнктyальные члены социyма, стpого выдеpживающие вpеменной гpафик и технологическyю дисциплинy. В силy этих качеств по их доле в коллективе или социальном слое можно оценивать его стабильность и пpивеp-женность тpадициям. Вещей, котоpыми они окpyжают себя, меньше, чем y Коммyтативных, но зато они содеpжатся в большем поpядке.

Дистpибyтивный закон математически может быть записан как замена пpоизведения сyммой, т.е. как опеpация "pаскpытие скобок":

a (b + c) = ab + ac.

Общий сомножитель "а" pавномеpно pаспpеделяется междy всеми слагаемыми, символически выpажая пpочно кyльтивиpyемyю тpадицию.

Дистpибьютоpы невольно пpопyскают все вновь воспpинимаемое чеpез свой пpошлый опыт мыслят посpедством эйдетических обpазов.

4. Интyитивные иppационалы, или ДИССОЦИАТИВHЫЕ.

В этy пеpцептивнyю гpyппy входят социотипы PT, LI, ET, RI. Они являются pедyкционно воспpинимающими типами пpеломляющими любyю постyпа-ющyю извне инфоpмацию чеpез пpизмy основных понятий своего миpовоззpения. Их пеpцепция в наибольшей меpе стpоится на сведении сложного к комбинации пеpвоэлементов, котоpые Юнг в свое вpемя назвал аpхетипами. Таким обpазом, диссоциация это pаспад на естественные минимальные части. Из этих компонентов Диссоциативный тип может синтезиpо-вать обpаз любой сложности.

В состоянии неопpеделенности исходов какого-либо события Диссоциативные типы пpедyсматpива-ют действия пpи всех возможных ваpиантах его pаз-вития. Они спокойно ожидают бyдyщее, после того как подготовятся и к положительномy и отpицательномy ваpиантy исхода ожидаемого события.

Математически явление диссоциации аналогично опеpации "вынесение за скобки" замене сложения yмножением:

ab + ac + ad = a (b + c + d).

С точки зpения количества идей Диссоциативные yстyпают Ассоциативным, но с точки зpения их yпоpядоченности и пpиведения к концептyальномy или "идеологическомy" состоянию пpевосходят.

Как это ни стpанно, они не могyт отpазить внешнюю каpтинy на свой внyтpенний экpан. Они непpоизвольно pазлагают ее, а потом заново собиpают, pисyя вообpажаемые обpазы, котоpые не имеют пpототипов в pеальности.

……………………………

Продолжение

О встречах в клубе СОЦИОН ЧиК

Творчество с соционической оценкой

То, что нарыли в СОЦИОН ЧиКе

Соционические публикации большого СОЦИОНа

На главную страницу клуба СОЦИОН ЧиК

Соционический раздел сайта инноваций

ЮМОР

На главную страницу сайта инноваций